Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Процессуальный порядок принятия решений о выдаче

Когда компетентным органам заинтересованного в выдаче государства становится известно, что правонарушитель находится на территории иностранного государства, с которым имеется двусторонний договор о выдаче (правовой помощи), либо государства - участника соответствующей многосторонней конвенции, и одновременно отсутствуют обстоятельства, исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому государству требование (запрос) о выдаче. Сношения по вопросам выдачи, вытекающие из Конвенции СНГ, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) стран-участниц (ст. 80). Назначенным органом Российской Федерации по рассмотрению вопросов о выдаче в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче является Генеральная прокуратура РФ (ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. о ратификации этой Конвенции).
Направление Российской Федерацией запроса иностранному государству о выдаче лица, находящегося на его территории. При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого перечисленных оснований и условий все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Запрос о выдаче должен содержать:
1) наименование и адрес запрашивающего органа;
2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу, текст положения уголовного закона, на основании которого лицо осуждено, и справка о неотбытом сроке наказания (ч. ч. 3 - 5 ст. 460 УПК; ст. 12 Европейской конвенции о выдаче; ст. 58 Конвенции СНГ).
Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории России. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем <*>. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляют лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняют ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со ст. 463 УПК (ч. ч. 4 - 7 ст. 462 УПК). Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение самим этим лицом, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора. Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле. В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово предоставляется прокурору. В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации. В результате проверки суд выносит одно из следующих определений:
--------------------------------
<*> См.: Указание прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 "О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК РФ".

1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения. В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.
Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 7 суток со дня его вынесения (ст. 463 УПК).
Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа в выдаче (ч. 3 ст. 464 УПК).
Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до окончания исполнения приговора (ч. 1 ст. 465 УПК; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче; ст. 63 Конвенции СНГ). Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, ст. 78 УК) или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ст. 465 УПК). Выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен по решению Генерального прокурора запрашиваемого государства (ст. 64 Конвенции СНГ). Согласно п. 2 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче, вместо того, чтобы отложить передачу, запрашиваемое государство может временно выдать требуемое лицо запрашивающему государству в соответствии с условиями, определяемыми на основе соглашения между ними.
При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требования поступили от нескольких государств, запрашиваемое государство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно относительно тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче). В Российской Федерации решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ч. 7 ст. 462 УПК).
Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица, передача выдаваемого лица, передача документов. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ (ст. ст. 97 - 110). Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения российским судом. Генеральный прокурор или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица (ст. 466 УПК). Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. В случае, если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).
При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться. Передача указанных предметов может быть временно задержана, если данные предметы необходимы для производства по другому уголовному делу. Для обеспечения законных прав третьих лиц передача предметов производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу (ст. 468 УПК).
В соответствии со ст. 60 Конвенции СНГ в целях обеспечения возможности выдачи запрашиваемое государство по получении требования о выдаче должно немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, и известить запрашивающее государство о месте и времени выдачи. При этом если запрашивающее государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, то данное лицо должно быть освобождено из-под стражи (ст. 67 Конвенции СНГ). Освобождение лица из-под стражи не препятствует повторному его задержанию и взятию под стражу в целях выдачи в случае последующего получения требования о выдаче (ст. 67.1 Конвенции СНГ). Конвенция также регламентирует вопросы розыска, взятия под стражу или задержания лица до получения требования о выдаче, а равно предписывает освободить его при поступлении уведомления запрашивающего государства о необходимости освобождения данного лица, либо при неполучении запрашиваемым государством требования о выдаче (со всеми приложенными к нему документами) в течение сорока дней со дня взятия под стражу или в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. ст. 61, 61.1, 61.2, 62 Конвенции СНГ).
Схожие правила установлены и Европейской конвенцией о выдаче, согласно которой запрашиваемое государство информирует запрашивающее государство о своем решении в отношении выдачи; при полном или частичном отказе в выдаче указываются причины. В случае удовлетворения просьбы запрашивающее государство информируется о месте и дате передачи и о периоде времени, в течение которого требуемое лицо задерживалось с целью передачи. Если не зависящие от него обстоятельства препятствуют государству в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, оно уведомляет другое государство, согласовывая с ним новую дату передачи. Если требуемое лицо не было передано в назначенную дату, оно может быть освобождено по истечении 15 дней и в любом случае освобождается по истечении 30 дней (ст. 18 Европейской конвенции о выдаче).
Как и Конвенция СНГ (ст. ст. 61 - 62), Европейская конвенция о выдаче также предусматривает, что в случае, не терпящем отлагательства, компетентные органы запрашивающего государства могут обратиться с просьбой о временном задержании разыскиваемого лица до получения запрашиваемым государством запроса о выдаче. Компетентные органы запрашиваемого государства принимают решение по данному вопросу в соответствии с его законом. Просьба о временном задержании направляется компетентным органам запрашиваемого государства по дипломатическим каналам, или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Международной организации уголовной полиции (Интерпол), или с помощью любых других средств, обеспечивающих письменное подтверждение или приемлемых для запрашиваемого государства. Запрашивающий орган незамедлительно информируется о предпринятых действиях по его просьбе. Временное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после задержания запрашиваемое государство не получило просьбу о выдаче и прилагаемых к ней документов. В любом случае этот период не может превышать 40 дней с даты такого задержания. Возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемое государство принимает любые меры, которые оно считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица. Освобождение не препятствует повторному задержанию и выдаче, если впоследствии получена просьба о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции о выдаче).
Решения, принятые Генеральным прокурором РФ как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных ст. ст. 460 - 468 УПК, Европейской конвенцией о выдаче, Конвенцией СНГ и другими соответствующими двусторонними договорами Российской Федерации, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 19 и ст. 125 УПК могут быть обжалованы в суд заинтересованными лицами.