Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими чреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государства, где было совершено преступление.
Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции <*> обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
--------------------------------
<*> От франц. extradition (лат. ex - из, вне + traditio - передача). См.: Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 820.

В случаях, когда выдача невозможна, государства, на территории которых находятся правонарушители - "запрашиваемые государства", обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.
В двусторонних и многосторонних соглашениях договаривающиеся государства также взаимно принимают на себя обязанность оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам путем выполнения процессуальных действий по правилам, предусмотренным законодательством запрашиваемого государства, в частности: составлять и пересылать документы; проводить осмотры, обыски, изъятия; передавать вещественные доказательства; проводить экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов; разыскивать лиц, осуществлять уголовное преследование, выдачу лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение; признавать и исполнять приговоры в части гражданского иска; вручать документы.
Правоотношения в области оказания правовой помощи в расследовании и рассмотрении уголовных дел между государствами как субъектами международного права, обладающими суверенитетом на своей национальной территории и независимостью в международных отношениях, складываются на основе заключенных между ними двусторонних и многосторонних договоров (конвенций), а также их национального (внутреннего) законодательства.
В части пятой нового УПК РФ впервые в российском законодательстве закреплены нормы, регулирующие различные аспекты международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, - оказание правовой помощи; выдачу лица для уголовного преследования или исполнения приговора; передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. ст. 453 - 473 УПК).
Кроме того, Российской Федерацией по рассматриваемому вопросу заключены двусторонние и многосторонние договоры (конвенции) с другими странами.
Государство должно выполнять обязанности, возложенные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для конкретного государства. Обычно для вступления договора в силу недостаточно лишь его подписания уполномоченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Федерацией международные договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации") <*>. В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона (ст. ст. 105, 106 Конституции РФ; ст. 14 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. См. также: Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996.

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), поэтому при выборе нормы, подлежащей применению в конкретном правоотношении (УПК РФ или соответствующий международный договор), следует учитывать, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом (например, УПК), то применяются правила международного договора.
В настоящее время в России действуют двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (или СССР, правопреемником которого в международных отношениях является Россия) с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Ираном, Йеменом, Кипром, Киргизией, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Эстонией и Югославией <*>. Постоянно проводится работа по заключению таких договоров и с другими странами.
--------------------------------
<*> См.: Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М., 1996. Международно-правовые аспекты экстрадиции. Сборник документов. М., 2000; Договор между РФ и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 229; Договор между РФ и КНР о выдаче // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1668; Договор между РФ и Республикой Индией о выдаче // СЗ РФ. 2000. N 28. Ст. 2883; Договор между РФ и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам // СЗ РФ. 2000. N 28. Ст. 2884; Договор между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам // СЗ РФ. 2000. N 47. Ст. 4579; Договор между РФ и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам // СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 788; Договор между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 634; Договор между РФ и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2103; Договор с Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам (Федеральный закон о ратификации см.: СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4039).

Вопросы выдачи обычно регламентируются в соответствующем договоре о правовой помощи, однако с некоторыми странами, например с Китаем, Россия заключила два договора - один о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, а другой - о выдаче <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. С. 285 - 286; Международно-правовые аспекты экстрадиции. Сборник документов. М., 2000. С. 134 - 142.

После распада СССР и образования на его бывшей территории 15 суверенных государств, учитывая сложившуюся за многие годы общность не только политических, экономических (хозяйственных), социальных интересов, но и общность интересов криминальных структур, остро встал вопрос о возможности и порядке сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания России с соответствующими органами новых суверенных государств (ранее эти вопросы решались на основании ст. 31 УПК РСФСР). Поэтому 22 января 1993 г. в Минске представителями государств - членов СНГ - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция СНГ) <*>. Вначале Конвенция была ратифицирована Казахстаном (31 марта 1993 г.), Узбекистаном (6 мая 1993 г.), Арменией (22 июня 1993 г.), Белоруссией (10 июля 1993 г.), Туркменистаном (22 декабря 1993 г.) и 19 мая 1994 г. вступила в силу. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ 4 августа 1994 г. <**>, и для нее Конвенция вступила в силу 10 декабря 1994 г. 11 июля 1996 г. к Конвенции присоединились Азербайджан и Грузия.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.
<**> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1684.

28 марта 1997 г. был подписан Протокол к Конвенции СНГ, которым в ее текст внесены некоторые изменения и дополнения <*>. Данный протокол вступил в силу 17 сентября 1999 г. в том же порядке, что и сама Конвенция, т.е. после его ратификации государствами-участниками и сдачи на хранение правительству Белоруссии третьей ратификационной грамоты. Российская Федерация ратифицировала Протокол 8 октября 2000 г., и для нее он вступил в силу 9 января 2001 г. <**>.
--------------------------------
<*> Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М., 1997. С. 164 - 167; Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. N 8.
<**> СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4036.

Для практического выполнения положений двусторонних договоров и многосторонних конвенций органы прокуратуры, внутренних дел и иные органы стран-участниц заключают между собой соглашения о правовой помощи и сотрудничестве, в которых конкретизируют свои полномочия <*>.
--------------------------------
<*> Вопросы расследования преступлений... С. 168 - 199; Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.

Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами - членами Совета Европы также решаются на основе международных договоров. 13 декабря 1957 г. в Париже была открыта для подписания Европейская конвенция о выдаче (в Страсбурге 15 октября 1975 г. был подписан Дополнительный протокол к названной Конвенции, а 17 марта 1978 г. - Второй дополнительный протокол к этой Конвенции). 20 апреля 1959 г. в Страсбурге была открыта для подписания Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г. в Страсбурге же был подписан Дополнительный протокол к Европейской конвенции).
Европейская конвенция о выдаче (вступила в силу 18 апреля 1960 г.), участниками которой в настоящее время являются около 30 государств, определяет обязательства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании <*>. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (вступила в силу 12 июня 1962 г.), участниками которой являются более 25 государств, регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.
<**> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2349.

В Заключении N 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в Совет Европы Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) указала, что она принимает к сведению намерение Российской Федерации при вступлении подписать и ратифицировать ряд Европейских конвенций, в том числе касающихся выдачи преступников и взаимной помощи в уголовно-правовой сфере <*>. Распоряжением Президента РФ от 3 сентября 1996 г. N 458-рп Министерству иностранных дел России было поручено подписать от имени Российской Федерации с оговорками и заявлениями Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительные протоколы к ним <**>, что и было сделано в г. Страсбурге 7 ноября 1996 г., а 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное ему п. "г" ст. 84 и ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы, внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона об их ратификации.
--------------------------------
<*> Российская юстиция. 1996. N 4. С. 5 - 7.
<**> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4286.

Перечисленные документы 25 октября 1999 г. с определенными оговорками и заявлениями были ратифицированы Российской Федерацией и с 9 марта 2000 г. вступили для нее в силу <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. ст. 5129, 5132.

Участие России в указанных конвенциях Совета Европы создает основу для практического решения комплекса уголовно-процессуальных вопросов во взаимодействии более чем с двадцатью странами, с которыми не заключены соответствующие двусторонние соглашения.
Со дня вступления в силу для Российской Федерации ратифицированных ею европейских конвенций о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам они имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу и взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и соответствующими иностранными государствами - участниками этих конвенций. Страны - участницы конвенций могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положения европейских конвенций или облегчить применение содержащихся в них принципов (п. 1 и п. 2 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче; п. п. 1 и 3 ст. 26 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам).
В последующих параграфах данной главы отдельные вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства рассматриваются на основе норм УПК и ратифицированных Россией Конвенции СНГ и Европейских конвенций 1957 и 1959 гг.