Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Осуществление правосудия только судом

Правосудие - это осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению уголовных дел в судебном заседании и их законному, обоснованному и справедливому разрешению.
Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Осуществляя правосудие, суд реализует судебную власть, единственным носителем которой он является.
Правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с последующими изм. и доп.) <*>. Согласно этому Закону (ст. 4) в России не допускается создание чрезвычайных судов (например, судов ad hoc - для рассмотрения конкретного дела) и каких-либо иных судов, не предусмотренных указанным Законом. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825.

Исключительное право суда на осуществление правосудия по уголовному делу обусловлено тем, что деятельность суда осуществляется в особом правовом режиме, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Ни одна форма государственной правоприменительной деятельности не заключает в себе такого числа правовых гарантий для вынесения по делу законного и справедливого решения, нежели правосудие.
Особенности правового порядка рассмотрения и разрешения дела при осуществлении правосудия определяют содержание многих принципов уголовного судопроизводства.
Рассмотрение уголовного дела при осуществлении правосудия происходит в форме открытого, устного судебного заседания. Процедура судебного заседания предполагает непосредственное исследование всех доказательств, собранных по уголовному делу: допросы свидетелей, осмотр вещественных доказательств, оглашение документов и т.д.
Важной чертой судебных заседаний является участие сторон обвинения и защиты, наделенных равными процессуальными правами. Состязание сторон, каждая из которых наделена правом представления доказательств, помогает суду всесторонне рассмотреть дело и вынести по нему обоснованный приговор (постановление, определение).
Процедура вынесения судом приговора, исключающая какое бы то ни было постороннее воздействие, с соблюдением тайны совещательной комнаты, также является характерным признаком правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда с целью помешать осуществлению правосудия является преступлением.
Разрешая уголовное дело, суд оценивает представленные сторонами доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК).
Только в рамках такой процедуры лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто уголовному наказанию, что и определяет содержание принципа презумпции невиновности.
Правосудие осуществляется не только при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а охватывает собой производство по делу во всех судебных инстанциях. В каждой из них правосудие осуществляется в особенной форме, соответствующей назначению этой стадии процесса.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П подчеркивается, что "правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости..." <*>. В Постановлении от 20 апреля 1999 г. N 7-П Конституционный Суд РФ отметил, что возложение на суд обязанности в той или иной форме подменять деятельность органов и лиц, осуществляющих уголовное преследование, "препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует ст. 120 (ч. 1) Конституции Российской Федерации" <**>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П отмечается, что "наделение суда полномочиями по возбуждению уголовного преследования не согласуется с конституционными положениями о независимом правосудии" <***>. Именно поэтому в новом УПК из круга полномочий суда исключены все те полномочия, которые ориентированы на осуществление уголовного преследования и реализуются следователем, дознавателем и прокурором.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. 7. Ст. 701.
<**> СЗ РФ. 1999. N 17 Ст. 2205.
<***> СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 611.

Граждане России участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей в порядке, предусмотренном УПК (до 2003 г. сохранено участие в отправлении правосудия народных заседателей) <*>.
--------------------------------
<*> См.: ст. ст. 8, 9 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". От участия в отправлении правосудия народных заседателей законодатель отказался, поскольку опыт показал, что народные заседатели не подготовлены к тому, чтобы решать вопросы факта и права, пассивны в судебном заседании. Временное сохранение этого института объясняется кадровыми и экономическими трудностями, препятствующими введению рассмотрения дела тремя профессиональными судьями.

Рассматриваемый принцип включает в себя положение ч. 3 ст. 8 УПК РФ, согласно которому подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено уголовно-процессуальным законом. Это положение воспроизводит аналогичное правило, закрепленное в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Касаясь этого вопроса, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 марта 1998 г. N 9-П признал не соответствующим Конституции РФ произвольное изменение подсудности уголовных дел во внепроцессуальной форме и при отсутствии прямо указанных в законе оснований и условий для этого.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1458.