Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Суд. Осуществление судебной власти посредством уголовного судопроизводства

В системе субъектов уголовного судопроизводства суд занимает исключительное положение, поскольку только он является государственным органом, осуществляющим судебную власть. Чтобы правильно понять и уяснить роль суда в уголовном процессе, необходимо уяснить, что такое судебная власть и как она проявляется в сфере уголовного судопроизводства.
Конституция РФ 1993 г. установила принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и провозгласила самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). С этого момента судебная власть приобрела самостоятельное значение, получила статус одной из ветвей государственной власти. Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118).
Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и различных государственных органов: прокурора, начальника следственного отдела, следователя, органа дознания и дознавателя.
Согласно УПК вся уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное и судебное производство. Первая часть охватывает только две первые стадии уголовного процесса - возбуждение уголовного дела и предварительное расследование. Государственными органами, осуществляющими производство в этих стадиях, являются прокурор, начальник следственного отдела, следователь, орган дознания и дознаватель. Все эти органы входят в систему органов исполнительной власти и в уголовном процессе осуществляют функцию обвинения.
В ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой и, следовательно, необходимость его разрешения объективным, беспристрастным и независимым судом.
Все последующие стадии уголовного процесса, в которых суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с решением дела по существу или иные вопросы, возникающие при производстве по уголовному делу, - все это и есть сфера действия судебной власти.
Следует еще раз подчеркнуть, что согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством судопроизводства, т.е. урегулированной процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей как в разрешении дела по существу, так и в решении иных правовых вопросов, возникающих по делу.
После провозглашения Конституцией РФ 1993 г. самостоятельности судебной власти произошли существенные качественные изменения в содержании взаимоотношений суда и всех других органов государственной власти, осуществляющих уголовное судопроизводство.
До 1993 г. судебная власть была элементом административно-командной системы и должна была обеспечивать политику государства. В последнее десятилетие в ходе реализации Концепции судебной реформы и принципиального изменения законодательства о судоустройстве и судопроизводстве происходит правовое закрепление новой роли суда.
В сферу действия судебной власти в уголовном судопроизводстве вошли значительные по своему объему и последствиям правомочия суда по контролю за законностью действий органов исполнительной власти в досудебных стадиях процесса. Ниже эти полномочия будут рассмотрены подробнее. Здесь отметим лишь, что судебный контроль осуществляется посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК). Кроме того, судебный контроль может иметь место посредством рассмотрения жалоб граждан на незаконные действия (бездействие), решений должностных лиц в досудебных стадиях процесса, если они нарушают предоставленные Конституцией права и свободы граждан (ст. 125 УПК).
Суд, осуществляющий производство по уголовному делу или рассматривающий жалобы граждан в досудебном производстве, обязан оценивать применяемую норму с точки зрения соответствия ее Конституции РФ. В случае противоречия суд обязан применять норму Конституции РФ. При наличии сомнений он обязан приостанавливать производство и обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данной нормы. Так, в период действия УПК РСФСР по запросам судебных органов и жалобам граждан Конституционный Суд проверял конституционность более 30 статей УПК РСФСР <*>. Давая оценку их соответствия или несоответствия Конституции РФ, Конституционный Суд своими решениями оказывал воздействие на законодательную власть, и эти решения были приняты во внимание как при внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР, так и при разработке УПК РФ.
--------------------------------
<*> УПК РСФСР с приложениями / Сост. Н.М. Кипнис. М., 2001. С. 320 - 547.

Судебная власть - это особая форма государственно-властных отношений в сфере судопроизводства. Судебная власть необходима только тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке. Уголовное дело может попасть в суд только по инициативе обвинителя: государственного, если это дела публичного или частно-публичного обвинения, и частного, если это дело частного обвинения.
Обращение в суд за рассмотрением и разрешением уголовного дела или жалобы кого-либо из участников процесса обязывает суд выполнить все предусмотренные процессуальным законом действия и вынести соответствующие решения. Отношение суда и субъектов процесса - это правоотношения, где у каждого из участников есть полномочия, права и обязанности. Суд в такой же мере обязан выполнить законные требования сторон, как и стороны обязаны подчиниться требованиям суда.
Право разрешить дело по существу принадлежит исключительно суду, и никто не вправе вмешиваться в принятие им решения, незаконно воздействовать на суд. Участники уголовного судопроизводства имеют право на обжалование решений суда в установленном процессуальным законом порядке.
Поэтому в уголовном судопроизводстве судебная власть является особой формой государственно-властных взаимоотношений суда и субъектов уголовного процесса, возникающих при производстве по уголовному делу.
Рассматривая и разрешая правовые конфликты или иные процессуальные вопросы, судебная власть осуществляет защиту нарушенного права и его восстановление посредством применения правовой нормы. Эта деятельность суда в сфере уголовного судопроизводства предопределяет и назначение судебной власти: 1) защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и 2) защищать личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК).
Исходя из этих положений процессуального закона, определяется и содержание судебной власти, включающее различные виды процессуальной деятельности суда в рамках уголовного судопроизводства.
Центральное место в содержании судебной власти занимает деятельность суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению уголовного дела.
Важное место в содержании судебной власти в уголовном процессе занимает судебный контроль <*>. Суд правомочен проверять законность ходатайства о применении различных видов процессуального принуждения к гражданину до того, как оно будет реально осуществлено. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующей экспертизы.
--------------------------------
<*> См.: Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном судопроизводстве. Самара, 1999. С. 73 - 76.

Принятие решений по этим вопросам происходит по общему правилу в открытом судебном заседании, с участием сторон, которые реализуют свое право на состязательность. Все это дает основание рассматривать порядок решения судом указанных вопросов как "форму осуществления правосудия" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г.

В ст. 29 УПК перечислены и иные полномочия суда по применению принудительных мер на досудебном производстве.
Последующий судебный контроль имеет несколько разновидностей в зависимости от того, кто инициирует проверку, какой судебный орган ее проводит, когда и в связи с чем она осуществляется. Можно выделить такие виды последующего судебного контроля: 1) контроль, осуществляемый районным (городским) судом по жалобам субъектов процесса на досудебных стадиях процесса (ч. 3 ст. 29 и ст. 125 УПК); 2) контроль, осуществляемый вышестоящим судом в порядке апелляционного, кассационного, надзорного производства и по вновь открывшимся обстоятельствам; 3) контроль, осуществляемый судом в стадии исполнения приговора в целях уточнения или корректировки приговора (ст. ст. 397, 398, 400 УПК).
Есть и еще один вид деятельности, в котором проявляется судебная власть. Это организационно-процессуальная деятельность, которая осуществляется в рамках судопроизводства и включает:
- действия и решения суда в стадии подготовки к судебному заседанию;
- отдельные действия и решения, обеспечивающие нормальный ход рассмотрения дела и продвижение его из одной части судебного разбирательства в другую;
- действия, связанные с подготовкой к рассмотрению дела в вышестоящих судебных инстанциях;
- действия, обеспечивающие обращение приговора к исполнению, и т.п.
Какую бы деятельность ни выполнял суд при производстве по уголовному делу, он всегда выступает как орган судебной власти, и сама судебная власть реализуется, таким образом, в уголовном судопроизводстве.
Правомочия суда по уголовному делу не заканчиваются и после вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению. В ходе исполнения приговора нередко возникают ситуации, когда требуется внести определенные изменения в процесс его исполнения. Это также может сделать только суд. В судебном порядке решаются вопросы об отсрочке исполнения приговора (ст. 398 УПК) или ее отмене; о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора. Эти вопросы, как правило, возникают после обращения приговора к исполнению, но до начала его реального исполнения.
В ходе исполнения приговора только суд может решать вопросы, возникающие в стадии исполнения приговора (ст. 397 УПК).
Все вопросы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебных заседаниях с вызовом заинтересованных участников уголовного судопроизводства.
Приговоры суда, являясь актами правосудия, наделяются особым властным свойством - они вступают в законную силу.
Решения, выносимые судом, являются обязательными к исполнению всеми субъектами уголовного процесса и иными лицами, организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, которых они касаются или к которым обращены.
Властный характер полномочий суда проявляется еще и в том, что в судебных заседаниях суду принадлежит руководящая роль. Судья, а при коллегиальном рассмотрении дела - один из судей, выполняет функцию председательствующего в судебном заседании (ст. 243 УПК).
Председательствующий руководит судебным заседанием. Он обеспечивает равноправие сторон и состязательность процесса; разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления. Председательствующий обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания и его регламент. Все присутствующие в зале суда обязаны подчиняться распоряжениям председательствующего и соблюдать все процессуальные предписания относительно порядка судебного заседания.
УПК определил регламент судебного заседания, предписав, что при входе судей в зал судебного заседания все присутствующие встают. Обращения к суду, заявления, показания так же делаются стоя. Если дело слушается коллегиально, к суду обращаются со словами "Уважаемый суд". К судье обращаются "Ваша честь".
Рассмотренные полномочия суда позволяют уяснить содержание судебной власти в уголовном судопроизводстве и раскрывают смысл ч. 3 ст. 15 УПК: "Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав". Функция разрешения дела принадлежит только суду.