Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


11.1. Брюссельская конвенция оценки стоимости товара и Кодекс таможенной стоимости

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера уплаты пошлины представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.
Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться. В практике одних государств распространена система взимания пошлин с цены СИФ, что увеличивает платежи на 5-10%. В ряде других стран возможно исчисление пошлин как с цены, указанной экспортером товара в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. Во многих случаях экспортер товара заранее не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет к нему применяться и, поэтому невозможно определить конечную цену товара. Методология таможенной оценки товара квалифицируется во многих документах ЮНКТАД и ВТО как дополнительный протекционистский барьер.
Рост международной торговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенные формальности. Первые попытки регламентирования правил определения таможенной стоимости проявились в тексте статьи 7 соглашения ГАТТ во второй половине 40-х годов.
В этой статье говорилось, что таможенная стоимость товара должна основываться на его "фактической стоимости" и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных оценок, а также на базе стоимости товара отечественного происхождения. В дальнейшем был сделан второй шаг в вопросе создания унифицированной методологии оценки товаров в таможенных целях.
В декабре 1950 года в Брюсселе была подписана конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров. Эта конвенция получила название "Брюссельской" и определяла таможенную стоимость товара как "нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации". Брюссельская конвенция рассматривает таможенную стоимость как цену СИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения, и включает следующее важное условие: "нормальная цена - это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем".
Конвенция о таможенной стоимости по существу унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положение в своей таможенной практике.
В дальнейшем методология определения таможенной стоимости развивалась за счет включения в нее сферы услуг, а именно дополнительного учета расходов по транспортировке и страхованию при таможенной оценке товара. Более того, третья статья Брюссельской конвенции говорила о том, что в "нормальную цену" товара должны быть включены расходы, связанные с покупкой патентов и торговых марок. Таможенное законодательство некоторых стран дополнительно включает в "нормальную цену" также и расходы, связанные с рекламой товаров. Таким образом, действие таможенного законодательства распространяется на операции в сфере услуг - это позволяет расширять регулирующие функции пошлин.
Таким образом, в настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 28 июля 1953 г.). Вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи VII ГАТТ 1979 г. (иначе именуемое Кодексом по определению таможенной стоимости). Статья 15 (§ 1а) соглашения определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как "стоимость в целях обложения товаров адвалорными пошлинами".
В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что говорит об отсутствии существенных расхождений между ними. Различия проявляются на уровне определений и понятийного аппарата.
В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является "нормальная" цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что "нормальная" цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения.
Принцип таможенной оценки, положенный в основу Соглашения, заключается в использовании так называемой "цены сделки". Цена сделки, основной метод таможенной оценки, - это цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за импортируемый товар. В эту цену может включаться целый ряд дополнительных расходов покупателя: комиссионные и брокерские расходы, расходы на лицензирование, стоимость упаковки и маркировки товара, стоимость контейнеров и т.п. Условия, которым должна отвечать цена сделки, достаточно регламентированы в Соглашении. Однако Соглашение оставляет открытым для каждой страны вопрос о том, включать ли стоимость фрахта и страхования в таможенную стоимость товара.
Таможенные администрации могут не признавать стоимость сделки, если у них есть серьезные основания сомневаться в достоверности цены сделки. Таможенные администрации и импортер в этом случае должны проводить консультации, в ходе которых импортер может доказать справедливость указанной им цены.
Таможенные администрации, если они не удовлетворены объяснениями импортера, обязаны представить ему письменное заключение о причинах непринятия декларированной цены сделки в качестве базы для начисления пошлин.
Согласно Кодексу о таможенной стоимости в дальнейшем таможенные администрации последовательно используют (при консультации с импортером) пять методов определения таможенной стоимости:
1) таможенная стоимость идентичных товаров, уже прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются идентичными, если они во всех отношениях идентичны, включая качество, физические характеристики и репутацию;
2) таможенная стоимость подобных товаров, также прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются подобными, если они близко соответствуют оцениваемым товарам по материалу, компонентам, характеристикам, могут выполнять те же функции и в коммерческом плане быть взаимозаменяемыми. Товары, для того чтобы считаться идентичными и подобными, должны быть произведены в той же стране и тем же производителем, что и оцениваемый товар;
3) таможенная стоимость, определенная на основе единичной стоимости, по которой идентичные или подобные товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно или почти одновременно с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из подобной цены должны быть исключены: прибыль, таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, страховые сборы и другие расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке;
4) расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки, с добавлением прибыли и общих расходов, которые обычно включаются в стоимость товаров в стране экспорта их производителем;
5) если таможенная стоимость не может быть определена любым из названных выше методов, она может быть определена гибким и разумным использованием любых из названных выше методов на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что используемые критерии совместимы с положениями Соглашения и статьи VII ГАТТ.
При этом таможенная стоимость не может определяться на основе:
продажной цены товаров, производимых в стране импорта;
цены товаров на внутреннем рынке страны экспорта;
цены товаров для экспорта в страну иную, чем страна импорта;
минимальных таможенных стоимостей;
произвольных или фиктивных стоимостей.
При этом Соглашение устанавливает одно общее условие: все названные методы должны использовать информацию, доступную в стране импорта.
В отношении метода расчетной стоимости Соглашение предполагает его использование только в случаях, когда покупатель и продавец взаимосвязаны и производитель товара готов представить необходимые сведения.
В Соглашении сделана попытка применения для таможенных целей так называемых "трансфертных цен", т.е. цен, которые образуются при обмене товаров между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Ст. 1 (§ 2а) говорит о том, что один факт того, что сделка совершена между связанными лицами, не дает основания для непризнания цены сделки в качестве основы для таможенной оценки. Но если у таможенной администрации есть информация, что взаимосвязь между экспортером и импортером повлияла на цену сделки, то администрация должна сообщить об этом импортеру.
Импортеру в дальнейшем предоставляется возможность доказать приемлемость цены для таможенной оценки товара. Участники контракта считаются связанными, если они являются юридически признанными партнерами в бизнесе, одно из них прямо контролирует другое или оба контролируются третьим лицом, а также являются работодателями и служащими или членами одной семьи. Эти вопросы подробно регламентированы в статье 15 (4) Кодекса таможенной стоимости. Для того чтобы процедура оценки таможенной стоимости товара не превратилась в скрытый барьер в международной торговле, существует статья 13, которая устанавливает, что если процесс определения таможенной стоимости затягивается, то импортер может получить товар под гарантию оплаты пошлины. Причем в статье подчеркивается, что в законодательстве каждого члена ВТО должны содержаться подобные положения.
Если таможенная администрация имеет основание сомневаться в точности или достоверности декларируемой стоимости, то ответственность за доказательство справедливости таможенной цены лежит на импортере товара.
В целом надо отметить, что Соглашение, содержащее 24 статьи и пояснительные примечания в приложении 1, имеет сложный в техническом и методологическом плане характер. Однако с 1995 года около 120 стран используют его положение для определения таможенной стоимости товара.