Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Глава 2. Источники таможенного права Российской Федерации

Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Источниками таможенного регулирования являются следующие федеральные нормативные правовые акты.
Конституция Российской Федерации.
Ряд ее статей прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. В пункте "ж" ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Причем таможенное регулирование определяется как установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования. Встречающиеся кое-где попытки региональных властей воспрепятствовать перемещению отдельных товаров из своих регионов или, наоборот, в свои регионы следует считать антиконституционными.
В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.
Помимо названных статей Конституции страны, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:
о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности - ч. 1 ст. 8;
о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - ч. 2 ст. 8;
об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, - ч. 3 ст. 15;
многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию.
Международные договоры Российской Федерации в области таможенного дела.

Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора - ч. 4 ст. 15.
Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции. Таможенная конвенция - двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
За последние несколько десятков лет Советом таможенного сотрудничества разработаны следующие конвенции.
Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС).
СТС - это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанные с ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации, обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д.
Вступила в силу 04.11.52.
Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей.
Известна под названием "Брюссельская таможенная оценка товаров" или "Брюссельское определение таможенной стоимости".
Однако большинство стран для оценки товаров использует не эту конвенцию, а Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.81.
Вступила в силу 28.07.53.
Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов.
В 1976 г. СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировала таможенную Конвенцию по АТА Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), вступившую в силу 30 июля 1963 года.
Вступила в силу 03.10.57.
Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней.
Известна как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС).
В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой конвенции.
Вступила в силу 01 01.09.59.
Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок.
Конвенцию подписали основные европейские страны.
Вступила в силу 15.03.62.
Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования
К ней присоединились основные европейские страны.
Вступила в силу 15.03.62.
Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования
Конвенция включает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование.
Вступила в силу 01.07.62.
Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях
Это расширенная Конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнению с Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов, принятой в Женеве ГАТТ.
Вступила в силу 13.07.62.
Таможенная конвенция ATA Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA).
Конвенция является главной в блоке конвенций о временном ввозе.
В ней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временного ввоза и порядок взыскания таможенных пошлин.
Вступила в силу 30.07.63.
Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков.
Приложение к конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза представляется условное освобождение.
Вступила в силу 11.12.65.
Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI).
Вступила в силу 07.06.71.
Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов
Вступила в силу 10.09.71.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/Конвенция Киото).
Вступила в силу 25.09.74.
Конвенция состоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре.
25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, - своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г.
Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.
Новые положения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.
Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами.
Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.
Таможенная конвенция о контейнерах.
Введение конвенции осуществляется совместно с ООН.
Вступила в силу 06.12.75.
Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби)
Вступила в силу 21.05.80.
Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).
Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.
Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.
Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция).
Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года, вступила в силу 27.11.93.
Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.
Вступило в силу 01.01.81.
Таможенный кодекс Российской Федерации.
Новая редакция Таможенного кодекса 2003 г. по своему объему примерно в полтора раза больше предыдущей редакции, хотя разделов, глав и статей стало меньше. Если в старой редакции было 64 главы, то в новой - 42, т.е. на треть меньше. Ранее разделов было 14, стало 6, статей соответственно - 456 и 439.
Нормы, положения и термины, используемые в Кодексе, приведены в соответствие с законодательными актами России, принятыми в 1994-2003 гг. В частности, исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, вошедшие в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом РФ.
Федеральные законы Российской Федерации
Помимо Таможенного кодекса РФ источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Этот Закон по объему и сложности существенно уступает Таможенному кодексу. Закон "О таможенном тарифе" состоит из 7 разделов и 38 статей. В нем урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.
Одним из важных законов в сфере таможенного дела является Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.
Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них можно назвать Федеральный закон от 14.04.1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" с изменениями от 08.12.2003 г. Закон защищает отрасли российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечивает условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, поддерживает равновесие платежного баланса посредством регулирования импорта товаров, обеспечивает условия продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.
Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.
Закон РФ от 15.04.1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" направлен на сохранение культурного наследия народов России. Он защищает отечественные культурные ценности от незаконного вывоза за границу, а культурные ценности иностранных государств - от незаконного ввоза на территорию РФ.
Федеральный закон от 10.12.2003 г N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установил правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы РФ в пределах предоставленных им полномочий.
Федеральный закон от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" регламентирует вопросы ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, которое находится в пользовании физических лиц.
Указанные нормативные правовые акты регламентируют и меры нетарифного регулирования экспорта и импорта, которые занимают все более важное место в области таможенного дела. Это система запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров в целях обеспечения суверенитета и экономических интересов страны; специальные правила в отношении отдельных товаров при перемещении их через таможенную границу (разрешительная система); введение экспортного и валютного контроля, установление технических барьеров (например сертификация) и другие.
В этой области необходимо отметить Конвенцию о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), которая вступила в силу после ратификации десятью государствами 1 июля 1975 г. В настоящее время членами СИТЕС являются более 167 стран. СССР стала стороной конвенции в 1976 г., а Российская Федерация заявила о продолжении выполнения обязательств бывшего СССР в части выполнения СИТЕС с 1 января 1992 г. Другой международной конвенцией, регулирующей ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является "Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". В 1997 г конвенцию ратифицировало уже 110 государств, включая Россию. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 1 июля 1996 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" возложило на Государственный таможенный комитет РФ осуществление государственного контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права. Так обстоит дело с ответственностью за преступления в таможенной сфере, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом (УК) РФ.
УК устанавливает следующие составы таможенных преступлений:

контрабанда - ст. 188;
незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, - ст. 189;
невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран - ст. 190;
уклонение от уплаты таможенных платежей - ст. 194.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г. регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение.

Кодекс содержит гл. 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)", в которой помещены 22 статьи (с 16.1 до 16.22) относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.
Указанные статьи гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в т.ч. предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.
Статья 23.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:
1) председатель ФТС и его заместители;
2) начальники региональных таможенных управлений и их заместители;
3) начальники таможен и их заместители;
4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена гл. 7 первого раздела Таможенного кодекса РФ. Институт обжалования служит гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела.
Указы Президента Российской Федерации
Кроме федеральных законов РФ, в т.ч. и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ. В пункте 3 ст. 3 ТК РФ 2003 г. указано, что отношения в таможенной сфере, кроме Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов - актов таможенного законодательства, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации
Пункт 3 ст. 3 ТК РФ гласит о том, что на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство России регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров. Кроме того, Правительство имеет право вводить новые таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. N 275 установлен таможенный режим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, предназначенных в качестве дара г. Санкт-Петербургу в связи с празднованием 300-летия его основания.
Нормативные акты, издаваемые Федеральной таможенной службой России
Статья 5 ТК РФ 2003 г. посвящена правовым актам ФТС. В ней указано, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.
Однако необходимо отметить, что Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.