Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Глава 13. Водно-транспортная травма

13.1. Общие положения

К числу травм этой группы относятся повреждения гребны­ми винтами двигателей кораблей, повреждения тросами и якорь-цепью. Наибольшие трудности в ходе экспертизы возникают при изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Послед­ние могут причинять ранения как живому человеку, когда он за­сасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так и трупу, находящемуся в воде.
Если живой человек (или труп) попадает в струю воды, об­разующуюся от работающих гребных винтов, то он с силой за­тягивается под днище корабля и перемещается около вращаю­щихся гребных винтов, где наибольшая сила течения, а затем выталкивается за корму. Количество, характер и обширность повреждений зависят от размеров и скорости вращения греб­ных винтов.
Повреждения от действия гребных винтов чаще локализу­ются на голове и верхних конечностях и нередко имеют вид больших надрубов и разрубов (при массивных металлических лопастях с острыми ребрами), характеризующихся косым на­правлением, лоскутным характером ран, значительным их зия­нием, осадненностью кожных краев. При наличии нескольких повреждений обращает на себя внимание одинаковая направ­ленность ран с отклонением лоскутов в одну сторону, т.е. как бы их веерообразное расположение; от действия тупых граней винта на туловище, ягодицах и бедрах могут образовываться только значительные ушибы, сопровождающиеся закрытыми переломами костей.
Гребные винты судов малых размеров (моторные лодки, не­большие катера) не дают разрубов и рассечений, а лишь наносят обширные рвано-ушибленные раны мягких тканей с осаднением кожи. Часто эти раны имеют одинаковый характер, направлен­ность и величину. Количество повреждений будет зависеть от времени нахождения тела в зоне вращения лопастей, их числа и скорости вращения.

Пример.
Гражданин Е., 16 лет, 13 августа 1997 г. выпал из весельной лодки в момент ее столкновения с моторной лодкой на Борисовских прудах в ока­зался около вращающегося гребного винта моторной лодки.
При извлечении из воды у пострадавшего Е. отмечалось две сход­ные по характеру и величине рвано-ушибленные раны правого бедра. Первая рана размерами 20 х 8 х 9 см начиналась от верхней передней ости подвздошной кости до паховой области с повреждением большой части передней и внутренней группы мышц бедра с их сосудами и фас­циями. Вторая рана размерами 19 х 7 х 8 см располагалась на нижней трети правого бедра с повреждением передней группы мышц бедра и ранением сосудисто-нервного пучка.
Смерть Е. последовала от присоединившегося сепсиса на 17-й день по­сле травмы.

Повреждения тросами и якорь-цепью образуются при их об­рыве или попадании в образующиеся петли при швартовке или отчаливании. В таких случаях могут наблюдаться обширные по­вреждения вплоть до ампутаций конечностей, размятия внутренних органов и даже расчленения тела.