Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


11.4. Повреждения рельсовым транспортом, нетипичные для железнодорожной травмы

К нетипичным для железнодорожной травмы относятся по­вреждения, которые чаще возникают от отбрасывания тела по­страдавшего и ударов его о какие-нибудь выступающие предме­ты. При этом могут образовываться вдавленные переломы костей свода черепа с повреждением вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, подкожные разрывы внутренних органов, переломы ребер, костей конечностей и т.д.

Пример.
Гражданин Г., 22 лет, 13 декабря 1999 г. во время перехода железно­дорожных путей в районе платформы «Перерва» был сбит электропоездом и отброшен к платформе.
Судебно-медицинский диагноз:
1. Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием перед­ней части свода черепа. Многооскольчатый перелом лобной, теменных, височных и основной костей. Обширные субдуральное и субарахноидальное кровоизлияния, ушиб и разрушение височных долей головного мозга с множественными мелкими и крупными кровоизлияниями в обоих полуша­риях головного мозга и в подкорковых узлах. Кровоизлияния в мягкие ткани головы в области переломов.
2. Мелкие кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца.
3. Перелом правой ветви нижней челюсти и верхней челюсти справа. Закрытая тупая травма груди и живота справа с переломом 5-го и 6-го ребер по средней подмышечной линии, ушибом нижней доли правого легкого, разрывом купола диафрагмы, разрушением правой доли печени. Гемоторакс (400 мл), гемоперитонеум (300 мл). Множественные ссадины на высту­пающих частях лица, на коже правого плеча, правой подвздошной кости, верхней трети правого бедра и правой голени. Закрытый оскольчатый пе­релом обеих костей нижней трети правой голени без кровоизлияний в мяг­кие ткани в области переломов.

Среди нетипичных для железнодорожного транспорта встре­чаются повреждения, симулирующие ранения режущими, рубя­щими, колющими орудиями или от действия огнестрельного оружия. Они возникают либо от ударов выступающими частями  подвижного состава, либо чаще вследствие разрыва кожи отломками костей при открытых переломах. Правильная судебно-медицинская диагностика подобных повреждений облегчается обнаружением на трупе типичных железнодорожных поврежде­ний. Установление повреждений, нетипичных для железнодо­рожного транспорта, иногда вызывает подозрение на посторон­нее насилие с последующим подкладыванием трупа на полотно железной дороги. В подобных случаях большое значение приоб­ретает определение прижизненности повреждений, что является одним из наиболее важных вопросов судебно-медицинской экс­пертизы железнодорожной травмы. Особое место при этом при­надлежит гистологическому методу исследования, т.е. обнару­жению признаков уже начавшегося реактивного воспаления.
При железнодорожных травмах следы крови на месте про­исшествия, а также кровоизлияния в окружности ранений бы­вают незначительными и нередко не соответствуют обширности обнаруженных повреждений. Подобное явление можно объяс­нить быстрым наступлением смерти, размятием мягких тканей и резким сокращением сосудов. Наблюдаемая иногда анемия по­врежденных тканей зависит от большого сдавления их тяжестью железнодорожного вагона.
Повреждения рельсовым (откаточным) транспортом встреча­ются на других производствах, например в шахтах. Они отлича­ются от обычных железнодорожных травм как по механизму их возникновения, так и по характеру обнаруженных повреждений.
При попадании под колеса движущейся вагонетки полос сдавления и расчленения, как правило, не наблюдается, по­скольку вагонетка не имеет такого веса, как железнодорожный вагон, и обладает сравнительно меньшей скоростью. Поэтому при встрече с преградой в виде тела человека вагонетка обычно сходит с рельсов и причиняет потерпевшему повреждения не колесами, а корпусом.