Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Права и обязанности родителей

Права и обязанности родителей включают в себя как имущественные, так и личные неимущественные права и обязанности. Родительские правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей и носят двусторонний характер, поскольку права и обязанности существуют и у родителей, и у ребенка. Большинство прав родителей корреспондируются с правами ребенка, однако последние шире по объему. Например, право ребенка выражать свое мнение является абсолютным. Данное право может быть реализовано не только в отношениях с родителями, но и с другими родственниками, любыми гражданами иди должностными лицами, в полномочия которых входит разрешение вопросов, затрагивающих права и интересы детей.
Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Принцип равенства родительских прав последовательно проводился в семейном законодательстве России в послереволюционный период. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст. 18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
Во-вторых, родительские права ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.
В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.
Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание своего ребенка является личным правом каждого родителя, заключается оно в возможности воспитывать своего ребенка лично, применяя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Для осуществления этого права родителям со стороны государства должна оказываться всевозможная поддержка. Так, в соответствии с Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента РФ № 712 от 14 мая 1996 г., государство гарантирует занятость на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий; расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др.
Право и обязанность родителей по воспитанию своих детей включает в себя:

  • само право на воспитание и развитие своих детей;
  • обязанность по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. На них возложена обязанность по подготовке полноценной личности для общества. По сути, эта обязанность представляет собой ежедневный непрекращающийся труд обоих родителей, направленный на подготовку ребенка к взрослой жизни.
Обязанность родителей по заботе о ребенке предполагает прежде всего заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка. Исполнение этой обязанности во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей. Реализуя это право, родители обладают преимуществом на личное воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1994 г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, экстерном и т. п. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту.
Выбор учебного заведения и формы обучения ребенка зависит и от мнения самого ребенка. Так, в соответствии п. 2 ст. 63 СК РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения с учетом мнения ребенка.
Семейный кодекс РФ предусматривает также права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей (ст. 64 СК РФ). Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий. При этом способы защиты могут быть самыми разнообразными. Так, родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Это право взаимосвязано с правом родителей самим воспитывать своих детей. В случае незаконного удержания у себя ребенка родители или один из них могут обратиться с иском в суд с требованием о возврате им несовершеннолетнего ребенка.
По общему правилу п. 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Поскольку родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в разных формах. Так, оба супруга лично могут выразить желание на обучение ребенка в конкретном учебном заведении, но желание может быть выражено и одним супругом с предварительным согласием другого. Возможна и третья ситуация, когда один из родителей выражает желание на прохождение обучения ребенком в определенном учебном учреждении с молчаливого одобрения другого родителя.
Часть 2 ст. 65 СК РФ предоставляет родителям право обращаться для разрешения возникшего конфликта в органы опеки и попечительства или в суд. При этом следует учитывать, что в силу предоставленных законом полномочий органы опеки и попечительства могут лишь рекомендовать родителям тот или иной способ разрешения сложившейся ситуации. Если же возникшие между родителями разногласия переросли в спор о праве, родителям предоставлена возможность для разрешения конфликта обратиться в суд.
Разрешение судами споров, связанных с воспитанием детей, способствует обеспечению охраны прав детей и родителей, повышению ответственности родителей за надлежащее воспитание детей, пресекает использование родителями прав в противоречии с интересами детей, является одной из мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” от 27 мая 1998 г. № 10 судебному рассмотрению подлежат следующие споры:

  • о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
  • об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 cт. 67 СК РФ);
  • о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст 68 СК РФ);
  • о возврате ребенка опекуном (попечителем) от любых лиц, удерживающих его без законных основании (п. 2 cт. 150 СК РФ);
  • о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст 153 СК РФ);
  • о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);
  • о восстановлении родительских прав (п. 2 ст. 72 СК РФ);
  • об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);
  • об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие.

При разрешении споров между раздельно проживающими родителями о том, с кем из них и кто из детей останется проживать, суд, исходя из принципа равенства прав и обязанностей отца и матери, должен вынести решение, которое соответствовало бы интересам и желанию несовершеннолетних. При этом суд должен учитывать, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей.
Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается судом во внимание, только если оно исходит от ребенка, достигшего десятилетнего возраста.
В силу п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное перед другими лицами право на личное воспитание своих детей и вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего их у себя не на основании закона или решения суда. Вместе с тем суд может отказать родителю в иске о передаче ему ребенка другими лицами, если придет к выводу, что такая передача противоречит интересам несовершеннолетнего. При рассмотрении таких споров суд учитывает возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства. Если ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание, суд по иску органов опеки и попечительства либо по иску прокурора передает ребенка на попечение органов опеки и попечительства. При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (например, у опекунов, попечителей, в детских учреждениях и т. п.), суд выясняет, изменились ли ко времени возникновения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи детей указанным лицам или детским учреждениям, отвечает ли интересам детей их возвращение родителям. Порядок участия родителя, проживающего отдельно от ребенка, в его воспитании определяется по соглашению между родителями, а при отсутствии такого соглашения органами опеки и попечительства с участием родителей, исходя из интересов ребенка.
В том случае, когда родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства, спор передается на разрешение суда по иску родителя или органа опеки и попечительства. Суд определяет порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка и обязывает другого родителя не чинить ему в этом препятствий. Аналогичным образом разрешается вопрос об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся на основании закона или решения суда у других лиц. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 при рассмотрении всех судебных споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в их защиту, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Если указанный орган не является стороной по делу, то он привлекается судом к участию в процессе как орган государственного управления для дачи заключения. Заключение органа опеки и попечительства основывается на акте обследования условий жизни ребенка. Указанное обследование также проводится органом опеки и попечительства. Целью его проведения является установление условий жизни ребенка, выяснение мнения детей, их отношения к сторонам по рассматриваемому делу; при необходимости проводится опрос ребенка. Опрос ребенка не является обязательным по каждому делу о воспитании ребенка. Если же по обстоятельствам дела судом будет признана необходимость опросить ребенка, то такой опрос следует проводить с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагогов, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.
В соответствии с ГПК РФ, п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72 СК РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор.
Ограничения при осуществлении родительских прав являются самостоятельным способом правового регулирования отношений, связанных с семейным воспитанием ребенка. Нормы п. 1 ст. 65 СК РФ запрещают родителям совершать по отношению к детям следующие действия:

  • причинять вред физическому и психическому здоровью детей;
  • причинять вред нравственному развитию ребенка;
  • применять способы воспитания, связанные с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком;
  • наносить оскорбления ребенку;
  • применять эксплуатацию детей.

Перечисленные формы и способы воспитания детей выходят за рамки, очерченные законом. Каждый родитель изначально свободен в выборе способов воспитания своего ребенка, соблюдая при этом основополагающие принципы семейного права (забота о благосостоянии и развитии ребенка, а также обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних). Любое отступление от указанных требований влечет ограничение или лишение родительских прав, отмену усыновления, отстранение опекуна или попечителя, расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. При раздельном проживании ребенка и родителя последний не утрачивает своих родительских прав, хотя их осуществление в таком случае становится затруднительным. Это вызвано прежде всего тем, что ежедневный постоянный контакт родителя с ребенком из-за раздельного проживания становится невозможным. Для защиты прав и интересов ребенка и родителя законодательно закреплено право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ). Следовательно, родитель, проживающий отдельно, имеет право на общение с ребенком и участие в его воспитании в любой форме. Так, он вправе посещать образовательное учреждение, где находится ребенок, проводить вместе с ним досуг, заниматься спортом, проводить вместе с ребенком отпуск и каникулы, вести переписку и телефонные переговоры и т. п. Степень участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании несовершеннолетнего может быть различной и зависит от конкретных обстоятельств. Нередки случаи, когда взаимоотношения не проживающих вместе родителей негативно влияют на возможность общения ребенка с родителем, проживающим отдельно. Во избежание возникновения препятствий в осуществлении родительских прав ст. 66 СК РФ содержит следующее правило: “Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию”. Родитель, проживающий отдельно, также имеет право принимать участие в решении вопросов получения ребенком образования, то есть реализовывать свое право выбора учебного заведения, где будет обучаться несовершеннолетний, а также формы обучения ребенка.
Родителям, один из которых проживает отдельно от ребенка, предоставляется право заключить соглашение о порядке осуществления родительских прав в соответствии с п. 2 ст. 66 СК РФ. Указанное соглашение должно быть совершено в письменной форме, нотариальное удостоверение в данном случае не требуется. Родители вправе внести любые условия в текст соглашения, за исключением нарушающих права и интересы ребенка. Если родители не смогут прийти к соглашению, возникший между ними спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.
При осуществлении своих родительских прав родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке. Интересующие родителя сведения могут быть получены из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Для этого родителю необходимо обратиться в указанные учреждения с просьбой, которая может быть выражена в устной или письменной форме. Так, в соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан родители имеют право на получение информации о состоянии здоровья своих детей, не достигших пятнадцати лет. Однако гражданину может быть отказано в предоставлении информации в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ от предоставления информации по любым основаниям может быть оспорен в судебном порядке.


К сожалению, в процессе воспитания ребенка неизбежно возникновение разногласий между родителями по поводу методов и способов воспитания ребенка. Они могут носить поверхностный характер и разрешаться родителями самостоятельно путем предоставления взаимных уступок и достижения договоренностей. Иначе дело обстоит с более серьезными конфликтами, когда родители непримиримы в позициях по поводу воспитания ребенка. В таких ситуациях родители могут обратиться за помощью к специалистам, например к психологу.