Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


(II.6.1) Понятие юридических лиц.

Главнейшим, иногда исклю­чительно реальным субъектом любых правоотношений, согласно римс­кому праву, признавалось физическое лицо, индивид (persona). Это с аб­солютностью характеризует сферу частного права (см. V.1), это равно характеризует и публично-правовой порядок, где отправными категория­ми были индивидуальное право гражданства и абстрактное понятие на­родного суверенитета. В ряде случаев (исторически различных по фор­мам проявления и правовым ситуациям) правоспособность — в самом разном объеме, но всегда в отношении только специфических юридичес­ких действий — признавалась за объединениями граждан, за обществен­ными учреждениями, общинами и т.д. Таким образом формировалось разное по своему конкретному содержанию, но более-менее единое по­нятие о субъекте правовых действий, близкое тому, что в позднейшем праве получило название юридического лица (абстрактного субъекта пра­ва, идентифицируемого в своих полномочиях и статусе с индивидом).
Ни единого законченного понятия, сходного с позднейшим юри­дическим лицом, ни обобщающего термина соответствующего содержа­ния классическое римское право не знало. Только в период рецепции пост­глоссаторами сконструировано обобщающее понятие — persona fictiva. Допуская отдельные формы участия неиндивидуальных субъектов в фи­нансовых операциях, в частноправовых сделках, возможность представ­ления ими разного рода исков и, напротив, претензий к этим субъектам по поводу их деятельности, римское право косвенно сформировало катего­рию юридического лица. Однако первой из существенных особенностей понимания этой категории было то, что ее наличие характеризовало только область публичного права и в догматическом плане означало наличие всего лишь единой направленной воли в юридических действиях. Причем разные виды таких условных юридических лиц могли быть неидентичны в своем статусе и неравноправны: для объединений (universitas) разреша­лось или предполагалось возможным осуществлять то, что для других было невозможным или даже прямо запрещалось. Конкретное юридичес­кое «наполнение» полномочий и статуса universitas предопределялось его видом, во многом сложившимся исторически и в наибольшей степени связанным с организацией самоуправляющихся единиц.
По своему статусу и предполагавшимся полномочиям разделялись три основных вида юридических объединений: государство, общины и близкие к ним общественные объединения, учреждения.
Государство (Populus Romanus) ранее всего было субъектом по­литической власти и связанных с нею публично-правовых отношений. Вместе с тем считалось, что Populus Romanus обладает самостоятельной имущественной правоспособностью, никак не связанной с частными пра­вами своих граждан; государство ни в коем случае не могло быть имуще­ственно ответственным по обязательствам своих подданных или сограж­дан. Предполагалось, что римский народ (государство) может вступать в абстрактном виде в частноправовые по своему содержанию действия: отчуждать или приобретать имущества, получать наследство, дары и т.п.
Наряду с этим государственная казна не считалась самостоятельным субъектом: все споры частных лиц по поводу финансовых операций, на­логовых и т.п. сборов разбирались в обычном частноправовом порядке путем исков к конкретным физическим лицам.
Общины (муниципии) и близкие к ним разного рода обществен­ные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи тор­говцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпри­нимателей) образовывались как корпорации (collegia) публичного права, но правоспособность их ограничивалась в основном сферой частного права. В качестве самостоятельных корпораций могли быть признаны объединения с подзаконной и общественно полезной целью, пользующи­еся покровительством государства; таким образом их самостоятельность также была как бы переданным уполномочием со стороны верховной су­веренной власти римского народа.
Учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) при­знавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со стороны властей. Полномочия их были достаточно узки и, как правило, само их существование было производным от более значимого публич­но-правового субъекта — главным образом церкви, представленной ок­ружной церковной властью.