§ 6. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами

Участие прокурора в арбитражном процессе – относительно новое направление работы, обязанное своим появлением созданию системы специализированных судов по разрешению экономических споров: областных, краевых арбитражных судов, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, арбитражных судов республик в составе РФ, федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Деятельность прокурора в арбитражном процессе регулируется арбитражным процессуальным законодательством. Следует заметить, что АПК РФ не наделяет прокурора никакими дополнительными полномочиями и преимуществами перед другими участвующими в деле лицами, кроме права принесения надзорных протестов. Представляется, что такой подход согласуется с принципом равенства прав участников арбитражного процесса. Это не препятствует достижению поставленных перед органами прокуратуры целей и задач, в том числе и в сфере арбитражного судопроизводства, в реализации закрепленных в Законе о прокуратуре прав прокуроров обращаться с заявлениями (исками) в суд, обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные акты.
Закон рассматривает прокурора в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса (ст. 32 АПК РФ). Прокурор, предъявивший иск в защиту государственных и общественных интересов, несет обязанности и пользуется правами истца (кроме права на заключение мирового соглашения), являясь при этом самостоятельным участником процесса (ст. 41 АПК РФ). Процессуальное положение прокурора в арбитражном процессе фактически уравнено с положением стороны (истца, ответчика). Однако материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело. Лишь в случаях предъявления прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса в деле нет процессуальной фигуры истца.
Участие прокурора в арбитражном процессе – это действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской и иной экономической деятельности.
Только Генеральному прокурору РФ и его заместителям предоставлено право направлять исковые заявления в Высший Арбитражный Суд РФ. В арбитражные суды субъектов РФ исковые заявления вправе направлять прокуроры субъектов РФ и их заместители, а также прокуроры специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, и их заместители.
Закон не наделил районных, городских и приравненных к ним прокуроров правом обращения с заявлениями (исками) в арбитражные суды. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ предварительное решение о необходимости предъявления иска в арбитражный суд принимается прокурором района (города), начальником отдела, управления (или старшим помощником прокурора) прокуратуры республики, края, области после завершения соответствующей проверки, изучения отказных материалов, административных, уголовных и гражданских дел и выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости судебной защиты нарушенных государственных и общественных интересов.
Подготовленный проект искового заявления с прилагаемыми к нему материалами направляется в отдел (группу) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе соответствующей прокуратуры субъекта РФ, где они изучаются. При необходимости исковое заявление может быть пересоставлено. Прокуроры республики, края, области принимают окончательное решение о предъявлении иска. В судебных заседаниях участвуют работники названного отдела (группы). Они осуществляют подготовку всех последующих процессуальных документов.
Основной круг практических вопросов по участию в рассмотрении дел арбитражными судами призваны решать отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе
прокуратур субъектов РФ.
На них возложены, в частности, следующие обязанности:
участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров в арбитражных судах первой инстанции апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу; постановка в установленном порядке вопросов о необходимости истребования таких дел в органы прокуратуры;
. изучение по поручениям Генеральной прокуратуры РФ арбитражных дел, решения, определения и постановления по которым вступили в законную силу; подготовка представлений об опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных постановлений;
анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур и координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков в защиту государственных и общественных интересов, распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.
Направление исковых заявлений производится с соблюдением установленных законом подведомственности и подсудности споров. Если иск направляется в арбитражный суд другой территории, то соответствующему прокурору высылаются копии искового заявления и основных материалов с просьбой об обеспечении участия работников прокуратуры в судебном заседании и информировании о принятых решениях.
Арбитражным судом не принимается к производству исковое заявление прокурора, если им не предоставлены доказательства направления его копии и копии отсутствующих документов ответчику. В связи с этим к материалам дела прилагаются документы о направлении ответчику указанных копий.
Закон не требует от прокурора обязательного соблюдения процедуры до арбитражного урегулирования спора при обращении с исковыми заявлениями в арбитражные суды.
Генеральный прокурор РФ в своем приказе от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» рекомендует прокурорам использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.
Прокурорам предписывается, в частности, обращаться с исками в арбитражные суды для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:
–> выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском в суд (ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и другие);
–> занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
–> наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
–> нарушений природоохранного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
–> невыполнения обязательств в пользу государства, если это' привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;
–> несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.
Иски прокурорами должны в первую очередь предъявляться в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не смогли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и иных должностных лиц.
Закон (ст. 53 АПК РФ) устанавливает общее правило распределения бремени доказывания по арбитражному делу – оно возлагается на то лицо, участвующее в деле, которое ссылается на конкретное обстоятельство как на основание своих требований или возражений. У суда нет ни обязанности, ни права собирать информацию по собственной инициативе и без ведома лиц, участвующих в деле.
Это правило в полной мере распространяется и на прокурора, не имеющего в арбитражном деле собственного материально-правового интереса.
В этой связи чрезвычайно важно дать правильную юридическую квалификацию спора как при подготовке искового заявления, так и непосредственно в суде. С корректировкой квалификации изменяется круг и характер доказательственного материала по делу.
Применительно к доказательственной базе по арбитражному делу вся деятельность прокурора должна способствовать полной и всесторонней оценке доказательств судом при соблюдении следующих основных требований: их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Прокурор, непосредственно участвующий в арбитражном процессе, пользуется в полном объеме правами, предоставленными участникам процесса. Он, в частности, вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле. Прокурор формирует свою позицию в судебном заседании на основе закона, материалов дела и своего внутреннего убеждения и не связан доводами искового заявления.
Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Однако отказ истца от иска, который был предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ст. 41 АПК РФ).
Все участвующие в деле лица вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 145 АПК РФ прокурор как лицо, участвующее в деле, также обращается в апелляционную инстанцию с жалобой, а не с протестом. Апелляционная жалоба может быть подана Генеральным прокурором РФ, его заместителем, прокурором субъекта РФ, его заместителями, приравненных к ним прокурорами специализированных прокуратуре и их заместителями, обратившимися с иском. Апелляционная жалоба составляется в соответствии с требованиями ст. 148 АПК РФ. Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан направить другим лицам, участвовавшим в . деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют (ст. 149 АПК РФ).
Прокурор, подавший жалобу, участвует в апелляционном процессе, обосновывая доводы, содержащиеся в жалобе. При апелляционном разбирательстве дело подлежит полному повторному рассмотрению. Это – новый институт арбитражного процессуального законодательства, предназначенный для проверки законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу, осуществляемый коллегией в составе не менее трех судей.
Вступившие в законную силу решения всех арбитражных судов РФ могут быть пересмотрены в кассационной инстанции (федеральных арбитражных судах округов) по кассационным жалобам Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, их заместителей, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратуре и их заместителей. Требования к содержанию кассационной жалобы закреплены в ст. 165 АПК РФ. Прокурор, подавший кассационную жалобу, участвует при рассмотрении дела в кассационной инстанции. Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов с точки зрения их соответствия требованиям материального и процессуального законодательства.
В соответствии со ст. 181 АПК РФ Генеральный прокурор РФ вправе вносить протесты в порядке надзора на решения и постановления любого арбитражного суда в РФ, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, а заместители Генерального прокурора РФ – на решения и постановления любого арбитражного суда в РФ, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуроры субъектов федерации правом на принесение протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу решения арбитражных судов не наделены. Дела в порядке надзора рассматривает только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и поэтому надзорную стадию можно рассматривать как исключительную. Основаниями к отмене или изменению в порядке надзора решения, вступившего в законную силу, являются его необоснованность или несоответствие законодательству.
Надзорные протесты по арбитражным делам должны быть всесторонне мотивированными, соответствовать как фактическим обстоятельствам дела, так и действующему законодательству и учитывать руководящие разъяснения .Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
В случаях возникшей необходимости пересмотра решения арбитражного суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, имеющими существенное значение для судьбы дела, прокурор обращается с заявлением в арбитражный суд, принявший решение по этому делу. Однако обращаться с соответствующим заявлением в арбитражный суд обладает правом прокурор, по иску (заявлению) которого было возбуждено дело судом. В суде прокурор поддерживает внесенное им заявление.
Генеральный прокурор РФ вправе принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Ему же предоставлено право обращаться в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по арбитражным делам.
Генеральным прокурором РФ на подразделения по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе возложена обязанность рассматривать обращения лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдения заявителем установленного законодательством порядка апелляционного и кассационного обжалования). ,