Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 6. Особенности надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Органами предварительного следствия по уголовно-процессуальному законодательству являются следователи, работающие в органах прокуратуры, органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах налоговой полиции. Следователи этих четырех ведомств расследуют преступления в зависимости от определенной для каждого ведомства подследственности.
Предварительное следствие по уголовным делам обязательно, за исключением умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха и иных последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (ч. 1 ст. 112 УК РФ); умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ); побоев (ст. 116 УК РФ) и других преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР. Предварительное следствие по этим делам производится только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор. Подследственность в этих случаях определяется прокурором.
 К подследственности органов прокуратуры закон отнес расследование преступлений, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, а также преступлений, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также наиболее опасных и сложных преступлений, таких, как: убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего; похищение человека; изнасилование и другие.
Наибольшее число преступлений определено для расследования следователям органов внутренних дел: производство по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту; незаконное изготовление оружия; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ и по другим.
Следователи органов Федеральной службы безопасности производят предварительное следствие по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, терроризме и других.
По уголовным делам об уклонении граждан от уплаты налога, в случаях совершения такого деяния лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, а также об уклонении от уплаты налогов с организаций (ст. 198 (ч. 2), ст. 199 УК РФ) предварительное следствие производится следователями органов налоговой полиции. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 170,171 (ч. 2), 171l, 172–174,176,187,191–193,195–197, 201,202,204,210,222 (ч.2 и 3), 290–293,304, 3271 УК РФ, если эти преступления выявлены федеральными органами налоговой полиции предварительное • следствие может проводиться также следователями федеральных . органов налоговой полиции.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150, 285, 286, 306, 307, 309, 311 (ч. 2), 316, 320 и 327 УК РФ предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.
Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации» расширена альтернативная подследственность. По уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации и некоторых других предварительное следствие могут проводить как следователи органов прокуратуры, так и следователи других ведомств, наделенных правом производства предварительного следствия.
Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов органами предварительного следствия, должен следить за тем, чтобы следователями этих органов соблюдались требования закона о под-следственности.
При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими.
В условиях усиления организованной преступности, увеличения числа неочевидных преступлений все большее значение приобретает согласованность действий следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в установлении лиц, совершивших преступления, в полном и всестороннем исследовании обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретным уголовным делам.
При осуществлении надзора прокурору необходимо принимать меры к тому, чтобы взаимодействие между следователями и оперативными аппаратами осуществлялось во всех необходимых случаях; принимались ими все предусмотренные законом меры в целях установления лиц, совершивших преступление, и их изобличения, а также по установлению местонахождения скрывшихся обвиняемых; разграничивалась компетенция следователей и оперативных работников.
Деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства в процессе взаимодействия следователей и оперативных работников осуществляется до возбуждения уголовного дела при реализации оперативно-розыскной информации следователем; в период производства предварительного следствия; после принятия решения о приостановлении производства по делу в случаях, когда обвиняемый скрылся от следствия, или когда по иным причинам не установлено его местонахождение.
При возбуждении дела по материалам оперативно-розыскной деятельности прокурору важно вовремя повлиять на правильный выбор момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
Как свидетельствует практика, взаимодействие следователей с оперативными работниками более эффективно, когда следователи дают конкретные поручения. В связи с этим прокурору следует обращать внимание не только на своевременность этих поручений, но и их полноту. В необходимых случаях прокурору необходимо принимать меры к созданию совместных следственно-оперативных групп.
При осуществлении надзора за законностью взаимодействия следователей и оперативных работников в случаях проведения розыска скрывшегося обвиняемого требуют выяснения такие вопросы, как: своевременно ли вынесено следователем постановление об объявлении розыска обвиняемого, направлено ли оно в подразделение криминальной милиции и своевременно ли, в полном ли объеме представлены в это подразделение материалы, необходимые для розыска.
Систематического надзора со стороны прокурора требуют также такие вопросы, как: полнота, всесторонность и объективность предварительного следствия; правильность избрания меры пресечения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юридической оценки преступления, данной следователем; приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; выяснены ли причины и условия, способствующие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; а также соблюдены ли иные требования уголовно-процессуального закона.
Следует отметить, что во взаимоотношениях прокурора и следователя органа прокуратуры имеется некоторая специфика, заключающаяся в том, что прокурор осуществляет не только свои надзорные функции, но и проводит административное руководство подчиненных следователей (организует их дежурство, распределяет между следователями уголовные дела, проводит мероприятия по повышению квалификации и т.д.).