Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Методическое обеспечение прокурорского надзора

Речь идет об обеспечении прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, соответствующими методическими пособиями, разработками, письмами. Разработкой методической литературы в той или иной мере занимаются научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, институты повышения квалификации прокурорских и следственных кадров, органы прокуратуры всех звеньев. Однако эта работа не полностью отвечает потребностям практики. Не имея методических разработок, прокуроры испытывают определенные трудности при проведении проверок исполнения того или иного законодательства. И это отражается на качестве проверок. Хотя в последние годы активизировалась деятельность Генеральной прокуратуры РФ по разработке методической литературы, эта работа стала координироваться и проводиться на плановой основе, она, однако, нуждается в совершенствовании. В связи с тем, что в стране идет активный правотворческий процесс: принимаются новые законы и другие нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в действующие акты, изменяется правоприменительная практика, – методические пособия, разработки и письма быстро стареют. Требуется разрабатывать новые методические материалы, вносить исправления в ранее действующие.
Особая потребность ощущается в частных методиках, под которыми понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте, в органе. Речь может идти, к примеру, о таких частных методиках, как «Методика проведения проверки исполнения законодательства об использовании федеральной собственности на железнодорожном предприятии» или «Методика проведения проверки исполнения законодательства об оружии органами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность».
Частные методики обычно включают:

  1. руководящие указания Генерального прокурора РФ, других прокуроров (прокуратура субъектов федерации и приравненных к ним специализированных прокуратуре) в части предмета проверки исполнения данного законодательства;
  2. перечень законодательных и иных нормативных актов, применяемых данным органом, с обязательным указанием источников их опубликования;
  3. перечень ведомственных актов, отражающих характер и специфику деятельности органа и его структурных подразделений;
  4. перечень основных источников информации (сведений) о нарушении законов;
  5. основные способы фиксации и хранения информации о нарушении законов;
  6. общие рекомендации по сбору информации о нарушении законов;
  7. типичные, т.е. наиболее часто допускаемые нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые нарушаются;
  8. возможные причины и условия, способствующие нарушениям законов;
  9. характер производственной деятельности органа, особенности технологических и иных процессов;
  10. общую структуру объекта проверки с перечислением его основных структурных подразделений (цехов, участков, отделов, лабораторий и т.п.);
  11. особенности подготовки прокуроров к проверке исполнения законодательства на этом объекте;
  12. примерный перечень специалистов, которые могут быть привлечены к проверке;
  13. основания проведения совместных (одновременных) с другими органами проверок;
  14. перечень документов и других материалов, ведущихся проверяемым органом, с которыми необходимо ознакомиться в ходе проверки;  примерный перечень вопросов, выясняемых прокурором и специалистами в ходе проверки. Этот перечень должен быть достаточно полным;
  15. тактические и иные приемы, применяемые прокурором и специалистами для выявления нарушений законов и установления способствующих им обстоятельств;
  16. применяемые прокурором правовые средства реагирования на выявленные нарушения законов.

Понятно, что основной массив частных методик должен разрабатываться прокурорскими работниками Генеральной прокуратуры РФ с привлечением к этому ученых из институтов системы прокуратуры, но не могут находится в стороне от этой работы и прокуратуры субъектов Федерации.
Совершенствованию методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов может способствовать также:
• подготовка методических пособий на основе объединения усилий нескольких прокуратур субъектов федерации;
• проведение занятий в форме семинаров по обмену опытом работы по надзору за исполнением законов с последующим использованием материалов семинаров для подготовки методических пособий;
• задания нижестоящим прокурорам на отработку конкретных методических вопросов, по которым они испытывают трудности;
• подготовка слушателями, обучающимися в институтах повышения квалификации, выпускных работ (рефератов) по методическим вопросам с последующей их переработкой в методические пособия;
• прохождение стажировок в областной и равных ей прокуратурах работников прокуратуре районного звена с подготовкой итоговой работы в виде методической разработки.
Во всяком случае должны максимально эффективно использоваться все пути для совершенствования и пополнения методической базы прокурорского надзора за исполнением законов.