Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Основные формы работы Общественной палаты Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 5 Регламента Общественной палаты РФ основными формами ее работы являются:
– пленарные заседания;
– заседания совета;
– заседания комиссий;
– заседания рабочих групп.
Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год. По решению совета общественной палаты РФ может быть проведено внеочередное пленарное заседание (ч. 2 ст. 16 Закона об Общественной палате).
Общественная палата РФ вправе:
1) проводить слушания по общественно важным проблемам;
2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
5) направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, Государственной Думы, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ;
6) направлять запросы Общественной палаты.
Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.
Остановимся более подробно на рассмотрении порядка проведения Общественной палатой РФ общественной экспертизы. Общественная палата РФ вправе по решению ее совета проводить экспертизу проектов:
- нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти,
- законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ,
- правовых актов органов местного самоуправления,
- федеральных конституционных законов и федеральных законов (в связи с обращением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ),
- нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти,
По решению ее совета Общественная палата проводит экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих вопросы:
1) государственной социальной политики и конституционных прав граждан России в области социального обеспечения;
2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
Для проведения экспертизы Общественная палата создает рабочую группу, которая вправе:
1) привлекать экспертов;
2) рекомендовать Общественной палате направить в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;
3) предложить Общественной палате направить ее членов для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;
4) предложить Общественной палате направить ее членов на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.
Заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы носят рекомендательный характер.
Проведение гражданских форумов, общественных слушаний по актуальным вопросам общественной жизни, осуществление иных мероприятий и форм работы Общественной палаты, предусмотренных Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», осуществляется в порядке, установленном Регламентом.
Комиссии Общественной палаты могут привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в состав Общественной палаты. Член Общественной палаты принимает личное участие в ее работе. При исполнении своих полномочий в Общественной палате РФ ее члены:
1) обладают равными правами при обсуждении и принятии решений;
2) имеют равное с другими членами Общественной палаты РФ право избирать и быть избранными на выборные должности и в органы Общественной палаты РФ;
3) не связаны решениями общественных объединений;
4) осуществляют свою деятельность в Общественной палате РФ на общественных началах.
Права и обязанности члена Общественной палаты РФ зафиксированы в статье 8 Регламента. Член Общественной палаты РФ обязан:
1) принимать личное участие в работе пленарных заседаний, комиссий, рабочих групп, членом которых он является;
2) до начала пленарного заседания, заседания комиссии, рабочей группы, членом которых он является, проинформировать соответственно секретаря Общественной палаты, председателя комиссии, руководителя рабочей группы в случае невозможности по уважительной причине присутствовать на заседании, комиссии, рабочей группы;
3) выполнять требования, предусмотренные Кодексом этики членов Общественной палаты РФ;
4) состоять в комиссиях Общественной палаты;
5) при осуществлении своих полномочий руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», иными нормами действующего российского законодательства, а также Регламентом Общественной палаты РФ.
Член Общественной палаты вправе:
1) свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности Общественной палаты, ее совета, комиссий и рабочих групп и организуемых ею мероприятиях;
2) участвовать в прениях на пленарных заседаниях Общественной палаты, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Общественной палатой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами, предоставленными членам Общественной палаты РФ;
3) обращаться с вопросами к членам и представителям Правительства РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам и представителям Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иным лицам, приглашенным на заседание Общественной палаты РФ, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению Палаты, и по порядку голосования;
4) принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях комиссий и рабочих групп Общественной палаты, членом которых он не является;
5) принимать участие в работе временных рабочих органов Общественной палаты (согласительных комиссий, консультационных, экспертных и других групп), создаваемых в порядке, установленном настоящим Регламентом;
6) знакомиться со стенограммами пленарных заседаний Общественной палаты, протоколами и материалами заседаний комиссий и рабочих групп, иными документами Общественной палаты РФ.
Член Общественной палаты РФ вправе не отвечать на частные письма граждан. Предложения и инициативы граждан и организаций, поступающие в адрес Общественной палаты РФ и ее членов, направляются в соответствующие комиссии Общественной палаты РФ для обобщения и учета в работе.
По решению Общественной палаты РФ, либо совета Палаты на заседания Палаты могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты, журналисты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Общественной палатой РФ вопросам.


В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляет совет Общественной палаты.

См.: СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях общественной палаты РФ в соответствии с условиями, закрепленными в Положении об аккредитации средств массовой информации в Общественной палате Российской Федерации.