Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Место и роль Общественной палаты Российской Федерации в системе правоохранительных органов.

Общественная палата РФ была создана по инициативе Президента РФ, который сначала в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2004 г., а затем в выступлении  на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г., по­священном последствиям трагических событий в Беслане, выразил пожелание о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат.
Через полгода эта идея воплотилась в жизнь – был принят  Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2005 г. Таким образом, в России появился и с 22 января 2006 г. начал работу новый орган (состоящий из 126 членов), правовой статус которого, однако, до сих пор законодательно не определен.
Правовую основу создания и деятельности Общественной палаты составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и иные нормативные правовые акты. При осуществлении своих полномочий Общественная палата непосредственно взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Аргументы, на основании которых авторы учебника относят Общественную палату РФ к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность (правда, с некоторыми оговорками, о которых речь пойдет ниже), состоят в следующем.
Во-первых, один из главных признаков правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.
Общественная палата РФ была создана именно таким путем, более того, ее аппарат является государственным учреждением, а сама Общественная палата РФ финансируется из федерального бюджета.
Во-вторых, правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, а в рамках точно определенных законом процедур.
Как известно, существуют установленные законом процедуры досудебной и судебной стадий расследования преступлений, процедуры рассмотрения имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, процедуры разрешения дел об административных правонарушениях и т.д. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.
К процедурам следует отнести и общественную экспертизу законопроектов, и общественные слушания, и многие другие действия, которые согласно Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» полномочна предпринимать Общественная палата РФ. Однако в данном Законе недостаточно четко прописан механизм осуществления Общественной палатой РФ этих процедур (их порядок, последовательность и, возможно, особенности). Исправить этот недостаток должны соответствующие поправки в Закон. 
В-третьих, характерным признаком осуществления правоохранительной деятельности является возможность применения мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ; за проступки, не влекущие уголовное наказание – меры административного взыскания согласно КоАП РФ; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств – соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством и т.д.
Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.
К сожалению, обладая двумя вышеприведенными признаками правоохранительной деятельности, Общественная палата РФ Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не была наделена правом применения мер юридической ответственности.
Представляется, что инициатива создания Общественной палаты РФ государством и фактическое законодательное закрепление осуществляемых ею процедур, а также цели и задачи ее деятельности, установленные в ст. 2  Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в том числе, защита прав и свобод граждан России, защита конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества в нашей стране) позволяют отнести этот орган к числу правоохранительных. Другое дело, что данный правоохранительный орган в настоящее время является «беззубым», не имея четко прописанных в федеральном законе прав на применение мер юридической ответственности.
Устранение этого пробела, т.е. наделение Общественной палаты РФ возможностью применять меры юридической ответственности должно осуществляться путем внесения ряда поправок как в Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», так и в другие федеральные законы, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Изменение законодательства в этом направление невозможно без решения, по крайней мере, двух взаимосвязанных проблем:
1)  каким видом юридической ответственности может и должна быть наделена Общественная палата РФ как правоохранительный орган?
2) в связи с наделением Общественной палаты РФ правом применения мер юридической ответственности (а значит – наделением ее реальной властью) какую (понятно, что повышенную) ответственность должны нести ее члены? Должна ли эта ответственность быть аналогичной ответственности чиновника или чем-то отличаться?
На эти, а также многие другие вопросы, которые неизбежно возникнут при логичном законодательном оформлении и систематизации в Федеральном законе от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» всех признаков правоохранительной деятельности, еще предстоит ответить ученым и законодателю.
В части 1 ст. 1 Закона об Общественной палате законодателем была предпринята попытка установить правовой статус Общественной палаты. Правительство РФ в своем заключении от 30 ноября 2004 г. № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палате, которая согласно ст. 1 и 26 законопроекта является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, имея при этом аппарат в форме государственного учреждения. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.
Согласно ст. 1 этого Закона Общественная палата РФ призвана обеспечивать взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях:
- учета потребностей и интересов граждан РФ;
- защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики;
- осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Данная норма является продолжением (конкретизацией) закрепленного в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ права граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем, закрепление конкретных целей такого взаимодействия граждан с государством, а также сам факт создания этого органа «сверху» свидетельствуют о том, что государство осознало необходимость всячески способствовать созданию гражданского общества в России, хотя бы путем «взращивания» некоторых его элементов.


См.: Российская газета. 2004. 27 мая. № 109.

См.: СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2006. С. 8.