2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности

Нотариат - единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов, наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г. а редакции от 2 ноября  2004 г. , нотариат призван в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами, предусмотренных законодательными актами, нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальный акт ? это процедурно оформленное, выражающее волю государства решение специального субъекта по применению норм права к конкретным физическим и юридическим лицам. Придавая свободному соглашению частных и юридических лиц характер достоверности, присущей публично-правовому документу, нотариус защищает их законные права, интересы и безопасность в обществе, управляемом правом, а не силой.
Таким образом, нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства.  В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно не только необходимы, но и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов гражданского общества.
Характеризуя современный российский нотариат, исследователи указывают, что он имеет уникальную двойственную правовую природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус – это лицо, уполномоченное государством  на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, и действующее при этом от имени государства, с другой,  нотариус – представитель свободной профессии, выступающий при совершении нотариальных действий в качестве независимого консультанта.
Принцип публичности нотариальной деятельности является основополагающим при характеристике юридической природы нотариата.
Историческое появление понятия «публичность» связано с возникновением государства как особой организации публичной власти. Власть стала силой, стоящей вне и над обществом, способной путем применения особых методов целенаправленно воздействовать на управляемых субъектов. Отделение власти от общества закономерно привело к тому, что интересы государства и отдельных индивидов в ряде случаев перестали совпадать. Появились категории публичных (государственных) и частных (индивидуальных) интересов.
Публичный интерес - это интерес, без удовлетворения которого невозможно    обеспечить    социальную    стабильность,    устойчивое развитие    экономики    в    масштабе всей страны,  нормальноесуществование государства вообще. Реализация публичного интереса (конкретное содержание которого зависит от конкретно-исторических факторов, типа государства, расстановки политических и социальных сил в обществе) происходит посредством деятельности государственного аппарата - совокупности государственных органов, связанных иерархической  соподчиненностью и располагающих необходимыми организационными материальными средствами.
Возможности делегирования отдельных полномочий по осуществлению некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям получила поддержку Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлении от 19 мая 1998 г. он указал, что «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти» .
Следует отметить, что практика делегирования отдельных полномочий по осуществлению государственных функций является исключением из общего правила осуществления государственных функций специально предназначенными для этого государственными органами. Данная практика будет оправдана лишь в случае наличия у негосударственного органа, которому передаются полномочия по осуществлению государственных функций, организационных, материальных, технических возможностей, обеспечивающих эффективность его деятельности по реализации государственных полномочий.
Таким   образом,   нотариат   наделен полномочиями      государственно-властного     характера      и  своей деятельностью  реализует публичную власть государства, что проявляется в разных аспектах.
Во-первых, в формировании нотариата по воле государства, так как правовой основой деятельности нотариата являются принятые государством Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, регламентирующие все основные вопросы его организационной структуры, территориального масштаба деятельности, определяющие его место и роль в государстве, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, организациями и гражданами.
Подотчетная министерству юстиции Федеральная региональная служба и ее органы на местах осуществляют правоприменительные  функции, а также функции контроля и надзора в сфере нотариата.
Во-вторых, публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - Российской Федерации в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет их недействительность.
И наконец, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, и устанавливает ответственность (в том числе материальную) за ненадлежащее исполнение нотариальных функций.
Частноправовой аспект деятельности нотариата проявляется в том, что нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного     имущества,     наложение     запрета     отчуждения имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.
Цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, то есть частнопрактикующий. При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.
Таким образом, в деятельности нотариата находят свое отражение и публичное, и частное начало, что дает основание, как уже отмечалось, признать нотариат уникальным механизмом с двойственной правовой природой. Причем элементы частного и публичного в организации и деятельности нотариата не являются взаимоисключающими, а сочетаются и взаимно дополняют друг друга.
Правоохранительная деятельность представляет собой обеспечение властно-распорядительной оперативной работы органов государства (а также негосударственных органов и организаций) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
Инструментом осуществления правоохранительной деятельности
являются акты применения норм права, служащие целям
восстановления нарушенного права, профилактики преступлений и
других правонарушений, и в итоге - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. Нотариат реализует функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством  совершения предусмотренных законом нотариальных действий. 
В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью
присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: во-первых, значительно сокращает количество правонарушений в гражданском обороте, особенно в сфере собственности; во-вторых, облегчает раскрытие преступлений; в-третьих, способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организации.
Публично-правовой характер нотариата, четкая процедура совершения нотариальных действий, необходимость исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации.
В соответствии с Основами законодательства о нотариате нотариальные действия совершают нотариусы государственных нотариальных контор и частно-практикующие нотариусы. Кроме того, в некоторых случаях право совершения отдельных нотариальных действий предоставляется органам исполнительной власти и консульским учреждениям Российской Федерации.
Таким образом, можно говорить о нотариальной деятельности в узком (специальном) и широком плане. В рамках предмета «Правоохранительные органы» рассматриваются проблемы нотариата в узком понимании, т.е. как деятельность органов, специально уполномоченных осуществлять нотариальные функции. Такой подход одинаково относится как к нотариусам государственных нотариальных контор, так и к частно-практикующим нотариусам.
Это положение подчеркивается и в упомянутом Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. Как отметил Суд, по своей природе деятельность нотариусов, независимо от того, осуществляется ли она государственными или частно-практикующими нотариусами, является публично-правовой деятельностью и может проводиться только в рамках установленной законом организационной форме.
В настоящее время идет процесс реформирования организации нотариального обслуживания путем частичной ликвидации государственных нотариальных контор и создания единого нотариата. По данным Федеральной нотариальной палаты, на  конец 2004 г. из 7 тысяч нотариусов Российской Федерации в государственных нотариальных конторах работали около 900 нотариусов, остальные заняты частной практикой. Окончательное решение вопроса связано с позицией органов власти субъектов Российской Федерации, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации кадры нотариусов - предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «л» ст.72).


Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 7,

ст.357; Собрание законодательства РФ, 2002, № 52, ч. I, ст. 5132; 2004, 3 45, ст. 4377

Собрание законодательства РФ, 1998, № 22, ст. 2491