Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Органы предварительного следствия

Как уже упоминалось, расследование преступлений является важнейшей частью уголовного судопроизводства. Наиболее сложная и ответственная форма расследования преступлений – предварительное следствие, осуществляемое следователями. Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а так же иные полномочия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.
В этих целях следователь рассматривает заявления о совершенных преступлениях, возбуждает с согласия прокурора уголовные дела, устанавливает наличие события преступления, собирает доказательства виновности лиц, его совершивших и выясняет другие обстоятельства, необходимые для правильного решения вопроса об ответственности обвиняемых.
Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальный кодекс РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядок предъявления обвинения, производства обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и других.
Предварительное следствие по уголовным делам проводится следователями:
– прокуратуры;
– органов внутренних дел;

  1. федеральной службы безопасности;
  2. Федеральной службы наркоконтроля (Схема № 16)

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях.
Кроме того, следователи прокуратуры расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами представительных органов субъектов РФ, депутатами выборных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, Председателем Счетной палаты  РФ, его заместителями и аудиторами Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека в РФ. Следователям поручается проведение расследования о преступлениях совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.
Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях.
К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство, о незаконном обороте наркотиков, о нарушениях правил противопожарной безопасности, транспортных правил, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и других.
Следователи Федеральной службы безопасности расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной тайны, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.
Следователи Госнарконтроля России расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (рецидив, крупный размер, тяжкие последствия).
Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судебного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В соответствии с законом такие процессуальные действия следователя как применение меры пресечения в виде ареста; продлении срока содержания под стражей; производство обыска и выемки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; отстранение обвиняемого от должности; помещение обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения экспертизы, и некоторые другие могут проводиться только после получения решения суда.
Получение следователем согласия прокурора требуется на возбуждение уголовного дела, продлении срока следствия, прекращении или приостановлении уголовного дела, на возбуждение ходатайства перед судом об аресте о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебных решений.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица  в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании м еры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом  ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных  процессуальных действий, о  направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела, а также об отводе следователя, следователь вправе предъявить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие поручения обязательны для исполнения.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В организационном плане деятельность следователей направляется соответствующими следственными подразделениями:
– в прокуратуре - Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и следственными управлениями (отделами) прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур;
– в органах внутренних дел - Следственным комитетом МВД Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственными отделами (отделениями) районных, городских органов внутренних дел;
– в органах федеральной службы безопасности - Следственным комитетом ФСБ Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках;
- в органах нарконтроля России –Следственным управлением Федеральной службы наркоконтроля и следственными управлениями (отделами) нарконтроля в субъектах РФ.
В целом полномочия руководителей следственных подразделений сводятся к следующему. Они вправе:
– осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству следствия;
– проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве следственных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследовании лично.
Указания руководителя следственного подразделения обязательны для исполнения, кроме тех случаев, когда следователь не исполняя, может обжаловать их прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение кроме тех случаев, когда они касаются привлечения лица в качестве обвиняемого квалификации, объема обвинения и избрании меры пресечения. В этих случаях следователь вправе предоставить дело прокурору с письменными возражениями на указания руководителя следственного подразделения.
Предварительное следствие в соответствии с законом должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Этот срок может быть продлен прокурором субъекта Федерации и приравненными к нему прокурорами до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока следствия возможно только в исключительных случаях с разрешения Генерального прокурора РФ или его заместителей.
Жалобы на действия и решения следователя разрешаются прокурором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течении 3-х суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений следователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения или об оставлении жалобы без удовлетворения.
Надзор за предварительным следствием осуществляет прокуратура. Полномочия надзирающего прокурора включают право:
требовать от следователя любые дела и документы, поступившие в ходе следствия и давать обязательные к исполнению письменные указания о расследовании преступлений;
отменять незаконные и необоснованные постановления (о возбуждении уголовного дела, описи, обыске, о привлечении в качестве обвиняемого, о прекращении или приостановлении расследования и другие) следователя;
лично производить отдельные следственные действия или расследование дела в полном объеме;
изымать дело у одного следователя и передавать другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
отстранять следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия, если при расследовании им допущено нарушение закона.
Оценивая в целом организацию работы по раскрытию и расследованию преступлений, подчеркнем особую ее значимость в условиях сложной криминогенной ситуации в стране. Рост преступности, особенно  ее наиболее опасных и организованных форм, ставит в повестку дня необходимость совершенствования деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, защита прав и свобод граждан.
Одна из важнейших задач – повышение эффективности правосудия – обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Федеральный закон от 20 августа 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного с судопроизводства», вступивший в силу с 1 января 2005 года установил систему таких мер и определил основания и порядок их применения.
Государственная защита включает меры безопасности и личной охраны упомянутых лиц и их родственников, а также меры социальной защиты и возмещения ущерба имущества этих лиц.
Проведение таких мер возлагается на руководителей правоохранительных органов, в чью сферу деятельности относится расследование соответствующих уголовных дел. Ведена ответственность за исполнение требований закона. Финансирование и материально-техническое обеспечение проводимых мер осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В ряду этих задач и повышение эффективности  работы следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности. В этой  связи обсуждается проблема создания единой федеральной службы расследования.
Подготовленный в Администрации Президента РФ законопроект исходит из двух взаимосвязанных положений. Во-первых, повысить роль, ответственность и возможность предварительного следствия путем централизации и объединения всех следователей в едином федеральном органе государственной власти. Во-вторых, укрепить авторитет и самостоятельность следователей, исключить административный контроль и вмешательство в их деятельность со стороны руководителей соответствующих федеральных органов власти, сохранив судебный контроль и прокурорский надзор, установленный действующим законодательством.
Законопроект, сохранив конституционно-правовые основы деятельности предварительного следствия, существенно изменил организацию и контроль за расследованием преступлений.
Согласно законопроекту систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют: Федеральная служба расследования РФ, следственные управления в субъектах РФ, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, а также научные и образовательные учреждения.
Распределены территориальная и субъектная подследственность.  На федеральном уровне расследуются наиболее сложные уголовные дела и дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; на региональном уровне – сложные уголовные дела и дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких районов. Специализированные следственные управления расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на транспорте, особо важных и режимных объектах.
Установлено, что Федеральную службу расследований возглавляет директор, назначаемый Президентом РФ. Регламентированы: статус следователя, полномочия руководителей следственных  подразделений порядок прохождения службы, материальное и социальное обеспечение работников.
Окончательное проведение всех организационных мероприятий должно быть осуществлено в течение года после принятия и вступления закона в силу.


Собрание законодательства РФ, 2004, № 34, ст. 3534