Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Указом Президента  РФ от 28 июля 2004 г. было установлено новое наименование службы – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и утверждено Положение за ней .
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их обороту.
Основными задачами ФСКН России являются:
обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту;
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов ФСКН России;
координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту;
создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ;
осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.
ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее  систему территориальные органы управления, иные организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на нее задач.
Оценивая задачи ФСКН России, отметим комплексный подход к проблемам наркомании. Кроме осуществления традиционных мер борьбы с наркопреступностю (оперативно-розыскная деятельность, следствие и дознание), задачи включают и контроль  за деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц, связанной с оборотом наркотиков и проведение профилактических мер в той сфере общественных отношений.
С учетом стоящих задач определены многосторонние полномочия ФСКН России. Их можно разделить на несколько основных групп.
Информационно-аналитические и нормотворческие: обработка и анализ информации в области незаконного потребления  и оборота наркотических средств; ведение единого банка данных, касающихся оборота наркотических средств и психотропных веществ; подготовка и внесение Президенту и Правительству предложений по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы; разработка и участие в выполнении федеральных целевых программ по реализации мер борьбы с наркоманией.
Борьба с преступностью и иными правонарушениями: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия по делам, отнесенным к подследственности органов госнарконтроля; производство по делам об административных правонарушениях; проведение криминалистических и других экспертных исследований; осуществление профилактических мероприятий по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств.
Контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: контроль за оборотом наркотических средств, в том числе лекарственных наркотических и психотропных средств; согласование порядка отпуска наркотических средств гражданам; за хранением, перевозкой и уничтожением конфискованных или изъятых из оборота наркотиков; представление в суд требований о ликвидации юридических лиц, в случаях нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах.
Международное сотрудничество: участие в разработке проектов международных договоров и представление интересов Российской Федерации в международных организациях в рамках своей компетенции; направление официальных представителей ФСКН России в иностранные государства.
Обеспечение собственной безопасности: защита сотрудников органов ФСКН России и лиц, оказывающих содействие этим органам, их близких и имущества от преступных посягательств; разработка и приобретение специальных технических средств, закупка вооружения; обеспечение соблюдения правил оборота оружия в системе органов ФСКН России; организация шифровальных работ и мер по обеспечению государственной и иной охраняемой законом тайны.
Работа с кадрами: организация подготовки и переподготовки персонала, материально-техническое и финансовое обеспечение; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение.
Особо отметим, что к числу полномочий правоохранителей функций ФСКН России отнесены предварительное следствие и дознание по уголовным делам, а так же применение норм ответственности за административные правонарушения.
Следователи органов ФСКН России ведут предварительное следствие при наличии отягчающих обстоятельств (рецидив, совершение преступления группой, крупный размер) включая дела о преступлениях: контрабанда наркотиков; незаконное хранение, изготовление и переработка наркотиков с целью сбыта; хищение или вымогательство наркотических средств; склонение к потреблению наркотиков; организация либо содержание притонов для потребления наркотиков и некоторые другие.
По этим же преступлениям без учета отягчающих обстоятельств проводится дознание оперативными сотрудниками органов нарконтроля.
По ряду уголовных дел о незаконном предпринимательстве: легализации незаконных доходов и некоторым другим преступлениям в сфере экономической деятельности, а также по делам о получении или даче взятки и другим, предварительное следствие, ведется следователями органа, выявившего эти преступления .
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях руководители органов госнарконтроля и их заместители рассматривают дела: о незаконном приобретении или хранении наркотических веществ без цели сбыта (ст. 6,8); о  непринятии мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, используемых для изготовления наркотических средств (ст. 10.4) и непринятия мер по уничтожению дикорастущих растений такого рода (ст. 10.5), а также потребление наркотиков в общественном месте (ст. 20.20).
Кроме того по ряду административных правонарушений сотрудникам органов госнарконтроля предоставлено право составлять протоколы с передачей их на рассмотрение  уполномоченным органом и должностным лицам .
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. ФСНК России возглавляет директор в ранге федерального министра, назначенный на должность Президентом РФ. В ФСНК России введены должности 4-х заместителей директора, назначаемых на должность Президентом РФ и 10 департаментов по основным направлениям деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата определены в количестве 1400 единиц.
Структура ФСНК России, как единой системы органов состоят из следующих подразделений:
1). Федеральная служба нарконтроля России – центральный аппарат;
2) Региональные управления по федеральным округам;
3) Управления в субъектах РФ;
5) Организации и подразделения, обеспечивающие деятельность системы ФСНК России (экспертно-криминалистические, оперативно-технические, материально-технического обеспечения и другие).
ФСНК России (центральный аппарат) состоит из следующих департаментов:
1. организационно-региональной деятельности;
2. оперативно-розыскной;
3. межведомственной и информационной деятельности;
4. следственный департамент;
5. международно-правовой;
6. кадрового обеспечения;
7. оперативного обеспечения;
8. специального и криминалистического обеспечения;
9. тылового обеспечения;
10. административный аппарат.
В состав  департаментов входят управления с учетом характера его деятельности. Так, в департамент организационно-региональной деятельности входят 7 управлений по числу федеральных округов и организационно-инспекторское управление; в оперативно-розыскной – 3 управления: по противодействию наркопреступности, подрыву экономических основ наркопреступности, по контролю за легальным оборотом наркотиков и отдел дознания и административной практики.
Директор ФСНК России:
организует работу, руководит на принципах единоначалия деятельностью органов наркоконтроля и несет ответственность за выполнение  возложенных на них задач;
устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и полномочия других должностных лиц по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСКН России;
информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСНК России и вносит на их рассмотрение проекта нормативных актов и предложений, касающихся совершенствования законодательства по вопросам установленной сфере деятельности;
представляет ФСНК России в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации, а также компетентными органами иностранных государств;
создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальные органы, а также подразделения и организации обеспечивающие деятельность органов службы нарконтроля; назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
присваивает сотрудникам органов ФСНК России специальные звания до полковника полиции включительно и квалификационные разряды государственным служащим системы;
вносит на рассмотрение Президента предложения на утверждение членов коллегии и утверждает положение о коллегии ФСНК России;
распоряжается финансовыми средствами, в том числе валютными, выделяемыми из федерального бюджета на содержание органов ФСНК России, а также осуществляет ряд других полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ФСНК России образована коллегия из 18 членов, состав которой, кроме лиц входящих в нее по должности, утверждается Президентом РФ.
Решения коллегии  оформляется приказом ФСНК Росси. При наличии разногласий Председатель коллегии реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии могут довести свое мнение до сведения Президента.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСНК России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами руководителей соответствующих ведомств.
Для обеспечения эффективной деятельности органов Госнарконтроля важнейшее значение имеет организация службы во вновь созданном правоохранительном органе. Правовая основа и порядок службы, впредь до принятия федерального закона, установлены  Указом Президента РФ от 5 июня 2003 года, утвердившем Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ .
В соответствии с положением, персонал сотрудников Госнарконтроля России включает следующие категории:
Сотрудники – проходящие службу в этих органах граждане, которым в установленном порядке присваиваются специальные звания.
Федеральные государственные служащие – граждане занимающие должности федеральной государственной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работники органов Госнарконтроля – граждане, занятые  техническим обеспечением функций органов Госнарконтроля, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством о труде.
В соответствии с положением на службу принимаются граждане в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.
К числу ограничений при приеме и прохождении службы относятся: наличие судимости или привлечение к уголовной ответственности; отказ от прохождения процедуры проверки, в том числе и от обязательной дактилоскопической регистрации; наличие гражданства другого государства; решение компетентных органов об отказе в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну и некоторые другие.
Регламентированы права и обязанности сотрудников, порядок присвоения специальных званий, меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Нормы, регламентирующие порядок прохождения службы, регулируют режим рабочего времени, меры социальной защиты, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Включены и некоторые специфические требования к службе. Так в исполнение должностных обязанностей входят участие в сборах, учениях и спортивных соревнованиях; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства граждан; нахождении в положении заложника в связи с исполнением обязанностей службы.
Положение определяет порядок привлечения сотрудников для выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Сведения о такой деятельности сотрудника могут быть преданы  гласности  только с его письменного согласия.


Собрание законодательства РФ, 2004, № 31, ст. 3234

п. 522, п. 8 ч. 3 и 25 УПК РФ

п. 12 ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Собрание законодательства РФ, 2003, № 23, ст. 2197