Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями

Борьба с таможенными правонарушениями является важным направлением деятельности таможенных органов и осуществляется во всех
звеньях системы Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Во исполнение положений об органах ФТС во всех региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах созданы соответствующие подразделения (управления, отделы, отделения) для производства по делам  об административных правонарушениях (нарушении таможенных правил) и для проведения оперативно-розыскных действий и дознания по делам о контрабанде и других преступлениях.
Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется главой 16 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях . В соответствии с законом право рассматривать дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) вправе:
руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации, его заместители;
начальники региональных таможенных управлений и их заместители;
начальники таможен, их заместители;
начальники таможенных постов – об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами .
Закон устанавливает не только круг таможенных органов, правомочных рассматривать дела о нарушении таможенных правил, но и определяет их компетенцию, т.е. наделяет соответствующим объемом полномочий по рассмотрению тех или иных дел. При определении органа, который должен рассматривать дело, принимается во внимание, прежде всего, его компетенция, а также характер правонарушения и правовой статус лиц, привлекаемых к ответственности.
В случае, если субъектом правонарушения выступает должностное лицо организации или лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такое дело рассматривается таможней, должностное лицо которой либо должностное лицо нижестоящего по отношению к ней таможенного поста вело производство по этому делу.
В случае необходимости таможня может принять к своему рассмотрению дело, по которому к ответственности привлекается физическое лицо, если производство по этому делу вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста. Такая необходимость на практике может вызываться особой сложностью или особым общественным значением, а также местом жительства привлекаемого к ответственности физического лица.
Региональное таможенное управление может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо таможенного органа данного региона, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган данного региона, с соблюдением общего правила, что дела, по которым к ответственности привлекаются должностные лица организаций или лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривались таможней. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил региональными таможенными управлениями вызываются случаями особой сложности или особым общественным значением, а также местом нахождения лица, совершившего правонарушение.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России, может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенном на территории Российской Федерации, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган. В последнем случае также должно соблюдаться правило, в соответствии с которым дела в отношении должностного лица организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривались таможенным органом не ниже таможни. Рассмотрение дел Государственным таможенным комитетом Российской Федерации или передачи им дел для рассмотрения в другой таможенный орган также может вызываться соответственно исключительной важностью дела, особым общественным значением, совершением правонарушений в нескольких регионах.
Нарушениями таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом РФ признается противоправное действие или бездействие лица, посягающего на установленный законодательством контроль, осуществление которого возложено на таможенные органы. Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом РФ Об административных правонарушениях установлена ответственность можно разделить на три группы.
1) Нарушения порядка перемещения товаров и грузов  через таможенную границу и таможенного режима.
Перемещение через таможенную границу – действия по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории любым способом товаров и грузов, включая пересылку в почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих правовой статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Среди наиболее распространенных можно указать на следующие:
Незаконное перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств минуя посты таможенного контроля, либо путем использования тайников, либо путем придания одним товарам вида других или с предоставлением подложных документов и другим способом укрытия подлинности провозимых товаров (ст. 16.1);
Несоблюдение запретов или ограничений на ввоз и вывоз товаров (ст. 16.3);
Несоблюдение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5);
Причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам без разрешения  таможенного органа (ст. 16.8) и некоторые другие административные правонарушения
2) Нарушения правил таможенного контроля и таможенного оформления, под которыми понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле, и процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный контроль и завершение таможенного оформления.
Ответственность за нарушение такого порядка включает:
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров или транспортных средств (ст. 16.2);
Недекларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4);
Выдача без разрешения таможенных органов, утрата, либо недоставление в определенное таможенными органами место находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств (ст. 16.9);
Нарушение сроков временного хранения товаров (ст. ст. 16.16).
3) Неуплата таможенных платежей, которые включают таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации, влечет меры ответственности за следующие нарушения:
Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15);
Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с  перемещением товаров через таможенную границу (ст. 16.22);
Приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.21) и в некоторых других случаях.
Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил являются предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации. На общих основаниях с ними отвечают иностранные физические и юридические лица и военнослужащие, в том числе другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, включают:
? предупреждение;
? штраф;
? конфискацию товаров и транспортных средств;
? взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками.
Оперативно-розыскная деятельность и  дознание осуществляется соответствующими подразделениями таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. Обязанность организации и координации выполнения таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по уголовным делам возлагается на Управление таможенных расследований и дознания ФТС.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации дознаватели таможенных органов проводят дознание по делам:
о контрабанде, т.е. о перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов в крупных размерах, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или сопряженное с недекларированием, недостоверным декларированием (ст. 188, ч. I  УК РФ). Под крупным размером понимается стоимость перемещенных товаров превышающая 500 тысяч рублей;
об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица в крупном размере (свыше 500 тысяч рублей), а также совершенное группой лиц, лицом ранее судимым или неоднократно или в особо крупном размере (свыше 1,5 млн. рублей) – ч. I и ч. II ст. 194 УК РФ.
В связи с дознанием таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные действия. Решение о производстве дознания принимает руководитель регионального таможенного управления или таможни и исполняется уполномоченными на то лицами.
Контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы управления системы ФТС РФ.
При рассмотрении жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов осуществляется судебный контроль. Надзор за исполнением законов таможенными органами поручен Генеральному прокурору Российской Федерации и уполномоченным им прокурорам.


Собрание законодательства РФ, 2003, № 22, ст. 2066; 2004, № 34, ст. 3533

Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, с последующим представлением материалов для рассмотрения дел в упомянутом выше порядке, определенном Приказом ФТС России от 1 октября 2004 года // Российская газета, 2004, ноябрь 3