Руководитель ФТС РФ самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных сотрудников центрального аппарата, начальников региональных таможенных управлений и таможен, утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.
Структура ФТС РФ включает восемь главных управлений и 11 управлений с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата.
Главные управления: организационно-инспекторское, финансово-экономическое; организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организаций, по борьбе с контрабандой, тылового обеспечения, информационных технологий.
Управления: кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и ряд других.
Общая численность центрально аппарата в количестве 1882 штатных единиц, в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания – 828 единиц.
Структура таможенных органов в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства РФ включает региональные таможенные управления, таможни, специализированные таможни и таможенные посты (схема № 14).
Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены Федеральной таможенной службе и осуществляют свою деятельность на части территории Российской Федерации, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением. По состоянию на начало 2005 года функционировали семь региональных таможенных управлений: Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное и Южное.
В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС РФ.
Региональное таможенное управление – орган управленческий и сам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС РФ с учетом объема предоставленных ему полномочий.
Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС РФ. К ним относятся следующие управления: оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое управление.
Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований.
Региональные территориальные управления являются правоохранительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и об административных правонарушениях, а также обеспечивают проведение дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации .
Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС по согласованию с Министерством экономического развития и торговли и может не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС РФ.
Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность Руководителем ФТС, с учетом мнения руководителя регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен .
Таможни – органы, через которые ввозятся в страну и вывозятся с ее территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Таможни – юридические лица и проводят весь объем операций в соответствии с установленными полномочиями, включая таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями Таможенных правил, содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет таможенных платежей, других налогов и сборов и иные функции. Как правоохранительный орган таможня реализует полномочия, связанные исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил.
В зависимости от расположения все таможни можно разделить на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.
Ряд таможен является специализированными и подчинены непосредственно ФТС: Внуковская, Домодедовская, Центральная базовая, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.
Таможенный пост - низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначения начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС РФ. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица.
Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории и в тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни.
Распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определяются положениями, утвержденными руководителем ФТС.
Характер деятельности сотрудников таможенных органов подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в редакции от 22 августа 2004 года. В соответствии с законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации .
Закон регламентирует условия поступления на службу, устанавливает ограничения в приеме отдельных лиц, определяет права, обязанности и ответственность сотрудников таможенных органов, порядок присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и ряд других вопросов.
Правительство Российской Федерации, руководитель ФТС осуществляют контроль за прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.
Указом Президента Российской Федерации утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, который распространяется на всех сотрудников таможенных органов и определяет сущность служебной дисциплины, права и обязанности начальников таможенных органов, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий .
Основные направления деятельности таможенных органов по борьбе с преступностью и административными правонарушениями рассматриваются в § 3.
Так, в Центральное таможенное управление входят 25 таможен, в том числе 8 действующих на территории Москвы и Московской области: Московская восточная, Московская западная, Московская северная, Московская южная, Одинцовская, Зеленоградская, Ногинская и Щелковская.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3586; 2004, № 35, ст. 3607
См. Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 47, ст.5742.