Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Общая характеристика таможенных органов

Таможня – учреждение, ведающее контролем над ввозом из-за границы и вывозом за границу товаров и взимающее пошлины и сборы .
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Формирование самостоятельной таможенной службы России связано с Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру исполнительных органов власти и, таким образом, отделялось от системы таможенных органов СССР . Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации, наряду с другими ведомствами, введен в систему органов межотраслевого регулирования .
С переходом от монополии государства на внешнеэкономическую деятельность и ее либерализацию существенно возросла роль и ответственность таможенных органов в регулировании международного обмена. Их основное назначение – защита экономической безопасности государства путем обеспечения движения людей, товаров, грузов через границу, взимания таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Очевидно, что такого рода деятельность самым непосредственным образом связана с соблюдением законности и правопорядка, охраной прав и интересов граждан, организаций, государства и общества, борьбой с контрабандой и применением мер ответственности, иначе говоря, с выполнением функций правоохранительных органов.
В силу этих причин таможенные органы России с самого начала своего образования были включены в систему правоохранительных органов государства. Их правоохранительный статус закреплен Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 г. «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации», включавшим таможенные органы в борьбу с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатки, в усиление контроля за вывозом сырья и валюты . В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. «Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям», Правительству было поручено обеспечить вооружение таможенной службы в целях повышения их роли в борьбе с преступностью .
Таможенный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2004 года, Федеральным законом от 28 мая 2003 года, определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела .
Новое таможенное законодательство значительно упростило ряд важных  таможенных процедур, установило детальный перечень документов и сведений, которые вправе требовать при пересечении границы и по оценке руководства таможенной службы ввело Россию в десятку стран с самыми экономически прозрачными границами, делая ее привлекательной объектом международной торговли .
В соответствии с Кодексом таможенные органы выполняют следующие функции:
участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и, реализуя эту политику, обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, путем таможенного оформления и контроля за перемещением товаров и транспорта через таможенную границу,  взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль и защиту интеллектуальной собственности;
ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, научно-исследовательские работы в области таможенного дела, а также выполняют некоторые другие функции в соответствии с федеральным законодательством.
Руководство таможенным делом осуществляет Федеральная таможенная служба под руководством Правительства РФ.


См. Словарь русского языка С.И.Ожегова. М., 1993.С.729.

 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 48, ст.1696.

 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 14, ст.1090.

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 38, ст.3517.

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст.5065.

Собрание законодательства РФ, 2003, № 22, ст. 2066; 2004, № 46 ч. I, ст. 4494

«Сенаторы доломали «железный занавес», // Российская газета, 2003, май 15

Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. «Вопросы Федеральной таможенной службы // СЗ РФ. 2006. № 20. Ст. 2162.