Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Система обеспечения безопасности в Российской Федерации

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства является правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» в редакции от 25 июля 2002 года закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.
В соответствии с Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом (ст.2).
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается (ст.8).
Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который возглавляет Совет безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.
Для непосредственного выполнения функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Совет Безопасности Российской Федерации - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О безопасности» .
Основными задачами Совета Безопасности являются:
определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации;
разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;
совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства и ряд других.
В Совет безопасности входит председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета  безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности.
В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности, созданы межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; по конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; по военной безопасности и ряд других .
Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета безопасности по представлению руководителей федеральных органов государственной власти, должностные лица которых включены в ее состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.
Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия терроризму в нашей стране. Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 1990-е годы. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антитеррористической деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно – они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.
Федеральный закон от 6 мая 2006 г. «О противодействии терроризму» определил четкую правовую базу деятельности в этой сфере общественных отношений. Определены основные понятия и принципы организации противодействия террористической деятельности и перечень мер (включая участие Вооруженных сил страны) в целях выявления, предупреждения и пресечения терроризма.
Указом Президента РФ от 15 января 2006 г. «О мерах противодействия терроризму» образованы Национальный антитеррористический комитет во главе с руководителем ФСБ России, а в субъектах РФ – антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов власти соответствующих регионов.
В состав комитета и комиссий входят руководители законодательных и исполнительных органов власти соответствующего уровня. В целях повышения оперативности руководства деятельности созданы соответствующие штабы Комитета и комиссий.
Приведенное выше содержание ст. ст. 2 и 8 Закона Российской Федерации «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным. К ним относятся:
органы федеральной службы безопасности;
органы внешней разведки;          
федеральные органы государственной охраны.


В редакции от 25 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 15, ст.769; Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст.3033.

См. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. в ред. От 7 августа 2004 г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 47, ст.5684; 2004, № 24, ст. 2392

См. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 37, ст.3701.

СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897.