Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Иные структурные подразделения МВД Российской Федерации

1. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий организационное и методическое руководство деятельностью следственных подразделений системы внутренних дел, осуществляющим процессуальный и ведомственный контроль за расследованием уголовных дел.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» в редакции от 3 мая 2005 г. , структура подразделений, возглавляемых Следственным комитетом, включает:
- следственные управления Следственного комитета по федеральным округам;
? главные следственные управления (управление) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации;
? следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел районов, городов, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
? следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел возглавляет заместитель Министра – начальник Следственного комитета, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел. Начальников главных следственных управлений органов внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководителей следственных подразделений на транспорте и на особо важных и режимных объектах назначает на должность Министр внутренних дел. По должностному положению они являются заместителями руководителей соответствующих подразделений органов внутренних дел.
Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных  служащих и работников.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ, структуры следственных подразделений строятся применительно к направлениям их деятельности и включают зональный контроль, методическое обеспечение предварительного следствия, следственную часть.
Основными задачами Следственного комитета являются обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с возложенными задачами Следственный комитет и его подразделения осуществляют следующие основные функции:
анализируют следственную практику и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков расследования;
изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт и современные методики расследования преступлений;
организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность и дознание;
изучают правоприменительную практику и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства;
обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;
организуют рассмотрение и разрешение писем, жалоб и заявлений граждан, связанных с производством предварительного следствия.
В исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. Правительство Российской Федерации приняло ряд мер по укреплению следственного аппарата Министерства внутренних дел. Была увеличена численность органов предварительного следствия за счет средств федерального бюджета до 52230 единиц. Министру внутренних дел предоставлено право устанавливать сотрудникам органов предварительного следствия надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада .
2. Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Правовой основой деятельности внутренних войск являются Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» в редакции от 22 августа 2004 г. детально определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск, порядок выполнения ими возложенных задач и устанавливает гарантии правовой и социальной защищенности военнослужащих внутренних войск .
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
? участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
оказание содействия пограничным войскам в охране государственной границы Российской Федерации;
участие в территориальной обороне Российской Федерации.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральным законом.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
органами управления внутренними войсками;
соединениями и воинскими частями оперативного назначения, включая авиационные и морские части;
специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и грузов;
разведовательными и воинскими частями специального назначения;
учреждениями (медицинскими, образовательными, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск.
Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту или по призыву по экстерриториальному принципу. Статус военнослужащего внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент Российской Федерации, который утверждает их состав, численность и структуру; принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск; утверждает положение о Главном командовании внутренних войск и Устав внутренних войск МВД Российской Федерации, назначает на должность главнокомандующего внутренними войсками, присваивает высшие военные звания, а также осуществляет иные полномочия в сфере деятельности внутренних войск.
Правительство Российской Федерации: осуществляет выделение финансовых  средств для обеспечения деятельности  внутренних войск; утверждает перечень видов оружия, боевой и специальной техники, состоящих на их вооружении; утверждает перечень важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране; обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих внутренних войск и гражданского персонала.
Министр внутренних дел осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач, в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел, утвержденным Президентом РФ. Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем Министра внутренних дел и осуществляет управление внутренними войсками.
Главное командование внутренних войск – структурное подразделение Министерства внутренних дел. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 г., которым утверждено Положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в его состав входят командование внутренних войск, главный штаб, управления, отделы, службы и иные подразделения .
Задачами Главного командования являются: организация служебно-боевой деятельности внутренних войск, их комплектование; реализация планов строительства и развития, совершенствование  организационно-штатной структуры и некоторые другие.
Основной  военно-административной единицей являются  оперативно-территориальные объединения внутренних войск (округа, региональные командования и управления). Командующий войсками, который является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в его состав. Организация и порядок деятельности оперативно-территориальных объединений округа внутренних войск определяются положением, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации.
В главном командовании внутренних войск и в оперативно-территориальных объединениях создаются военные советы – постоянно действующие совещательные органы, положение о которых утверждает Президент РФ.
Соединения и воинские части действуют на основании общего положения, утверждаемого Министром внутренних дел. Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утвержденное  Приказом МВД РФ от 15 ноября 2003 г. № 884 определило назначение, основные задачи и функции соединений и воинских частей внутренних войск, а также обязанности командира по организации и обеспечению их деятельности .
Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступлений и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, уничижающее человеческое достоинство. Всякое ограничение прав и свобод человека и гражданина военнослужащими внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации.
Военнослужащим внутренних войск при несении службы представляются следующие права:
пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать задержанных в милицию;
принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;
производить досмотр транспортных и плавучих средств (судов), нарушающих установленные правила;
задерживать на срок до 3-х часов и содержать в служебных помещениях до передачи в милицию лиц, посягающих на охраняемые внутренними войсками объекты, специальные грузы, сооружения, склады, военные базы;
носить гражданскую одежду, а также форму одежды иных органов, учреждений и организаций в порядке, определяемом Уставом внутренних войск.
При несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения военнослужащим внутренних войск предоставляются дополнительные права: производить личный досмотр граждан, их вещей, жилых и нежилых помещений, временно ограничивать или запрещать движение автотранспорта, задерживать нарушителей комендантского часа и некоторые другие.
Военнослужащие внутренних войск вправе применять физическую силу, специальные средства, оружие и специальную технику, в случаях и в порядке предусмотренных законом, в том числе для отражения нападения, пресечения сопротивления, задержания нарушителей, освобождения заложников, подавления сопротивления вооруженных лиц и в ряде других случаев. При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан предупредить о их применении, обеспечить оказание доврачебной помощи и доложить своему непосредственному  командиру о каждом таком случае.
Контроль за деятельностью внутренних войск осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст.5923; 2003, № 21, ст.1992; 2005, № 19, ст. 178.

См. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. «О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 7, ст.912.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 6, ст.711; 2004, № 35, ст. 3607

Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 г. «Об утверждении Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 10, ст.1182; 2003, № 47, ст. 4520

Российская газета, 2003, декабрь, 31