Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Организация милиции в Российской Федерации

Одним из основных структурных подразделений, входящих в систему органов Министерства внутренних дел, является милиция, осуществляющая охрану общественного порядка, борьбу с преступлениями и иными антиобщественными проявлениями. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г.  в редакции от 25 июля 2006 года «О милиции» определил ее место и роль в системе государственных органов, комплексно урегулировал правовой статус и организационную структуру милиции, обязанности и права ее сотрудников .
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.
Закон определил задачи милиции, установив, что иные обязанности на нее могут возлагаться только федеральными законами. К основным задачам милиции отнесены:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает свои задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон «О милиции» особо подчеркнул обязанности милиции по обеспечению прав личности, уточнив и конкретизировав ряд положений:
милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;
всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции обязан разъяснить основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности;
милиция обязана предоставлять задержанным возможность реализовать свое право на юридическую помощь, сообщать по их просьбе (а в случаях задержания несовершеннолетних – в обязательном порядке) о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы;
милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы.
В соответствии с федеральным законом милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (Схема № 12).
Криминальная милиция имеет основными задачами выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организацию и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Криминальная милиция является органом дознания.
Начальник криминальной милиции субъекта Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации и является заместителем руководителя соответствующего органа внутренних дел.
Начальники криминальной милиции районов городов и иных муниципальных образований назначаются на должность руководителями органов внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях криминальной милиции» в редакции от 24июня 2003 года утверждено Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции и ее структура .
В криминальную милицию входят подразделения:
уголовного розыска;
по борьбе с экономическими преступлениями;
по налоговым преступлениям;
по борьбе с организованной преступностью;
оперативно-поисковые;
специальных технических мероприятий;
собственной безопасности и отряды милиции специального назначения;
оперативно-розыскной информации.
В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
В связи с ликвидацией в центральном аппарате МВД единой Службы криминальной милиции и передачей ее функций в соответствующие департаменты органами управления криминальной милиции являются соответствующие подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения по федеральным округам, в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, на транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
Милиция общественной безопасности имеет основными задачами обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрану собственности, общественного порядка, выявления, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие необязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности является органом дознания.
Начальник милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации утверждается и освобождается от должности Министром внутренних дел, по представлению руководителя  органов внутренних дел субъекта Российской Федерации, согласованному с высшим должностным лицом соответствующего субъекта Федерации и является по должности заместителем начальника органа внутренних дел субъекта Федерации.
Начальник милиции общественной безопастности района, города, иных муниципальных образований назначается и освобождается от должности руководителем органа внутренних дел субъекта Российской Федерации по согласованию с органом местного самоуправления и является по должности заместителем начальника органа внутренних дел.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях милиции общественной безопасности» утвердило Положение о создании реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности,  и ее структуру .
В милицию общественной безопасности входят:
дежурные части ;
участковые уполномоченные милиции;
Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ;
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
специальные приемники для содержания арестованных в административном порядке;
приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей;
отряды милиции особого назначения;
подразделения: вневедомственной охраны; патрульно-постовой службы; дознания; по делам несовершеннолетних; по охране дипломатических представительств и консульств; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
С деятельностью милиции связана и проблема создания муниципальных органов охраны общественного порядка – муниципальной милиции.
Первая попытка решения этой проблемы относится к 1996 году, когда Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» предусматривалось подготовить проект соответствующего закона . Однако реальных шагов в этом направлении не последовало.
Спустя 2 года был принят новый Указ Президента РФ от 7 сентября 1998 г. «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления». Были определены регионы, где проводился эксперимент, утверждено Положение о порядке его проведения и определен срок подведения итогов не позднее 1 января 2000 г .
К сожалению, вопрос не нашел окончательного решения, и Указом Президента РФ от 2 июня 2000 г. «О завершении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» эксперимент был прекращен, а Министерству внутренних дел предложено обобщить опыт и использовать его в мероприятиях по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности .
Обязанности милиции:
предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
выявлять и раскрывать преступления;
осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи;
охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством РФ;
осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством РФ и ряд других обязанностей.
Для выполнения возложенных не нее обязанностей  милиции предоставляются следующие права:
? требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, иных противоправных действий;
? проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
? вызывать граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, в случаях, предусмотренных законом, подвергать их приводу;
? получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы;
- участвовать в налоговых проверках и получать сведения составляющие налоговую тайну;
? составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание;
? производить уголовно-процессуальные действия;
? задерживать и содержать под стражей подозреваемых и лиц, которым мерой пресечения избрано заключение под стражу;
? задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
? задерживать и доставлять в приемники-распределители лиц, в случаях и порядке, определенных законом;
? задерживать и доставлять в медицинские учреждения лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе;
? задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, до передачи военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей и ряд других полномочий и ряд других.
Милиция имеет право в пределах и условиях, установленных законом, на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Законные требования сотрудников милиции обязательны для исполнения. Их невыполнение или препятствование совершению возложенных на сотрудников милиции обязанностей влекут установленную законом ответственность. При осуществлении своих полномочий сотрудник милиции подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.
Усилен контроль за законностью деятельности милиции. Закон подчеркивает, что использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях выполнения обязанностей, возложенных на нее законом.
В отличие от прежней нормы, возлагавшей контроль  за деятельностью милиции только на руководство МВД РФ, новая редакция Закона установила, что контроль осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Гражданин, считающий, что действия или бездействия  сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать такие нарушения вышестоящим органом или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. За противоправные действия или бездействия сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.


Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1991, № 16, ст.503; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.2964; 1999, № 14, ст.1666; 2001, № 1, ч.II, ст.15; 2004 № 35 ст. 3607; 2006, № 31, ст. 3425.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 50, ст.4904; 2003, № 26, ст. 2659

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 50, ст.4905; 2001, № 32, ст. 3325; 2006, № 31, ст. 3425.

Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является и дежурной частью соответствующего органа внутренних дел.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст.2755.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст.4783.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 23, ст.2386.