Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3.3. Федеральная регистрационная служба

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), подведомственный Министерству юстиции, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. (в ред. от 2 мая 2006 г.) «Вопросы Федеральной регистрационной службы», утвердившим Положение о ней , основными задачами Росрегистрации являются:
1. обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
3. организует деятельность по регистрации некоммерческих организаций и контроль за их деятельностью;
4. осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
5. осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
6. управление территориальными органами росрегистрации;
7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
Правовую основу деятельности Росрегистрации составляют Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента и Правительства РФ, международные договоры Российской Федерации, акты Министерства юстиции РФ.
Полномочия Росрегистрации:
Регистрация недвижимости: координация работы по созданию регистрационных органов и правовой контроль за их деятельностью; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимость;
Регистрация общественных объединений и религиозных организаций: контроль за соответствием деятельности общественных объединений, политических партий и религиозных организаций требованиям законодательства Российской Федерации; проведение государственной религоведческой экспертизы; участие в мероприятиях проводимых общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства адвокатами и нотариусами: участие  в ведении реестра адвокатов, контроль за деятельностью адвокатских образований и палат; образование и ликвидация государственных нотариальных контор; организация выдачи лицензий на право нотариальной деятельности;  контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
Контроль за соблюдением законодательства саморегулируемыми организациями: ведение единого государственного реестра этих организаций и реестра арбитражных управляющих, участие в их профессиональной подготовке и обращение в суд с заявлением о дисквалификации арбитражных управляющих.
Руководство деятельностью территориальных органов Росрегистрации: в установленном порядке назначение на должность государственных регистраторов; финасово и материально-техническое обеспечение службы.
Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. Федеральную регистрационную службу возглавляет директор, у которого имеются 4 заместителя, в том числе один – первый. В центральном аппарате создаются 14 управлений по основным направлениям деятельности,  с общей численностью 375 единиц. Численность работников территориальных органов определена в количестве 30557 единиц. Директор назначается на должность Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу обязанностей.
Директор Росрегистрации – главный государственный регистратор Российской Федерации:
распределяет обязанности между своими заместителями и организует работу центрального аппарата;
вносит (представляет) Министру юстиции РФ:
- проект Положений Росрегистрации и его территориальных органах;
- предложение о назначении на должности  своих заместителей  и руководителей территориальных органов;
- ежегодный план и основные показатели деятельности Росрегистрации и отчет об исполнении плана;
- предложения о заключении международных  договоров и соглашений, а также проекты нормативных актов в установленной сфере деятельности.
Осуществляя руководство службой  директор:
утверждает  структуру и штатное расписание центрального аппарата и территориальных органов; положения о структурных подразделениях центрального аппарата и состав центральной аттестационной комиссии;
назначает на должность работников центрального аппарата государственных регистраторов территориальных подразделений;
принимает решения по согласованию с Министром юстиции о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов Росрегистрации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система органов Росрегистрации включает:

  1. Росрегистрацию – центральный аппарат;
  2. Главные управления (управления) Росрегистрации  по субъекту (субъектам) Российской Федерации;
  3. Обособленные подразделения территориальных органов Федеральной регистрационной службы.

Центральный аппарат Росрегистрации включает управления  обеспечивающие  деятельность Службы:  по государственной регистрации права на недвижимое имущество, государственной регистрации общественных объединений и политических партий, по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата и контролю деятельностью арбитражных управляющих, а также ряд управлений обеспечивающих деятельность Службы в целом (кадровые, финансово-экономические и другие).
Главные управления (управления) службы по субъектам Российской Федерации – территориальные органы Росрегистрации. В пределах полномочий, установленных законом управления в своей деятельности независимы от органов государственной власти субъектов Федерации и от  органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра юстиции Российской Федерации 5 мая 2006 г. № 149 управления выполняют на территории субъекта Российской Федерации основные задачи, возложенные на Федеральную регистрационную службу.
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность Министром юстиции Российской Федерации. Начальники имеют заместителей, которых назначает на  должность директор Росрегистрации по согласованию с Министром юстиции.
Государственные регистраторы – работники Службы территориальных органов, а также государственные регистраторы – работники обособленных подразделений, создаваемых на территории деятельности управлений, назначаются на должность директором Федеральной регистрационной службы.
В целях обеспечения исполнения Росрегистрацией  функций по государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Распоряжением Правительсва Роосийской Федерации от 17 декабря 2004 г. № 1647-р переданы  в федеральную собственность учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость регистрационные учреждения на территории всех субъектов Российской Федерации (регистрационные учреждения, регистрационные управления, регистрационные палаты, регистрационные бюро).
Федеральное законодательство детально регламентирует основные направления деятельности Федеральной регистрационной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции от 29  декабря 2004 г. государственная регистрация прав – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения права на недвижимое имущество.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей по каждому объекту недвижимого имущества в Едином государственном  реестре. Ведение реестра возложено на Федеральную и ее территориальные органы по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г., в редакции от 12 ноября 2004 г .
Государственные регистраторы осуществляют проверку действительности подлинных документов и наличие соответствующих прав у подготовивших документ лица или органа власти, выдают документы, подтверждающие государственную регистрацию и информацию о зарегистрированных правах.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение закона. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения обязанностей, возмещается  в полном размере за счет  казны Российской Федерации.
Федеральные законы: «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., в редакции от 2 ноября 2004 г. ; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., в редакции  от 29 июня 2004 г. «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. в редакции от 28 августа 2003 г. регламентируют деятельность регистрационной службы:
- распределяют полномочия регистрационной службы между федеральными территориальными органами;
- определяют перечень документов, подлежащих представлению для проверки и процедуру регистрации;
- устанавливают основания для отказа в регистрации и порядок судебного обжалования в подобных случаях;
- регулируют формы и методы осуществления контроля за соблюдением законодательства о соответствующих организациях и объединениях;
- определяют участие регистрационной палаты в приостановлении и ликвидации деятельности общественных и религиозных организаций и политических партий.
В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию: ведут реестр адвокатов в субъектах Российской Федерации; выдают адвокатам удостоверения, подтверждающие их статус; принимают участие  в работе квалификационных комиссий, в том числе и по приему  экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката .
В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» органы регистрационной службы: решают вопросы об открытии и упразднении государственных нотариальных контор; контролируют исполнение нотариусами профессиональных обязанностей; организовывают выдачу лицензий на право занятия нотариальной деятельностью. Совместно с нотариальными палатами субъектов РФ образовывают квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, претендующих на получение лицензии на право занятия нотариальной деятельности; устанавливают границы нотариального округа и определяют количество должностей нотариусов в нем .
Регламентация деятельности Росрегистрации по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих установлена Федеральным законом от 28 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» .
Органы государственной регистрации:
утверждают единую программу подготовки арбитражных управляющих, участвуют в организации их подготовки и принятии теоретического экзамена;
осуществляют контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями законодательства и проводят проверки их деятельности в порядке, установленным Правительством РФ;
ведут единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих; обращаются в арбитражный суд с заявлением об исключении из реестра в случаях предусмотренных законом;
обращаются в установленном порядке в суд о дисквалификации арбитражного управляющего.
Органы Росрегистрации осуществляют и иные полномочия, предоставленные им законодательством Российской Федерации.


Собрание законодательства РФ, 2004, № 42, ст. 4110

Российская газета, 2006, май 6

Российская газета, 2004, декабрь 21

Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3594; Российская газета, 2004, декабрь 30

Собрание законодательства, РФ, 2004, № 47, ст. 4652

Собрание законодательства РФ,  1995, № 21, ст. 1930; 2004,  № 45, ст. 4377

Собрание законодательства РФ, 1997, № 39, ст. 4465; 2004,  № 27, ст. 2711

Собрание законодательства РФ, 2001, № 29, ст. 2950; 2003, № 50, ст. 4855

Подробнее см. §1 гл. XVI

Подробнее см. § 2 гл. XVI

Собрание законодательства РФ, 2002, № 43, ст. 4190