Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Функции и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации

Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции претерпели существенные изменения. Отпала функция организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции, в соответствии с упомянутой Концепцией, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.
Остановимся подробнее на основных функциях Министерства юстиции Российской Федерации.
Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов Российской Федерации; учет и систематизацию действующего законодательства.
1. В соответствии с Положением Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации.
Координационная функция осуществляется Министерством юстиции в двух формах: в тех случаях, когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству юстиции с участием других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство юстиции принимает участие в его подготовке. Так, например, в соответствии с графиком подготовки правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. должны быть подготовлены 46 проектов различных правовых актов и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривалось участие Министерства юстиции .
Для осуществления этой координационной функции Министерство юстиции наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для  разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Министерство юстиции имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.
2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам – еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.
О неблагополучном положении с законностью правовых актов субъектов Российской Федерации свидетельствуют меры, которые в последнее время осуществлялись в сфере государственного строительства. Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. , проводимые реформы укрепления государственной власти, всех ее институтов и на всех уровнях могут дать положительные результаты только при обеспечении четкой правовой дисциплины и ответственности на всех уровнях управления. Обязательным условием успеха стратегических преобразований является, прежде всего, наведение порядка во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями власти.
Оценивая сложившуюся ситуацию, Президент отметил, что в результате проделанной работы из более чем трех с половиной тысяч незаконных правовых актов, принятых в субъектах Российской Федерации, четыре пятых из них отменены или приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация полномочий Министерства юстиции на этом участке. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти об отмене или приостановлении действия такого акта. Отработан и дальнейший механизм ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции от 4 июля 2003 г. в случае неустранения допущенных нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов установлена ответственность вплоть до прекращения (роспуска) представительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации .
3. Государственный учет и систематизация действующего законодательства – функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции, но и правовую информацию Президента, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.
В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, постановлений Правительства. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отрасли законодательства и, путем внесения необходимых поправок и уточнений, поддерживается в контрольном состоянии.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»,    в   редакции от 19 июня 2003 г. и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации на Министерство юстиции возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.
В соответствии с установленным порядком высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано в 7-дневный срок после принятия соответствующего правового акта законодательным или исполнительным органом власти направить копию этого акта в Министерство юстиции через соответствующий территориальный орган юстиции, для его оценки и последующего включения в соответствующий раздел Федерального регистра.
К этому участку работы Министерства юстиции относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов Российской Федерации, а также осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.
Сейчас эта функция Министерства юстиции значительно расширена. В соответствии с Указом Президента от 20 марта 2001 г. под контроль Министерства юстиции отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации .
Выполняя возложенные на него полномочия, Министерство юстиции проверяет полноту отбора ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации; осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту и Правительству предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству.
Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется путем утверждения Министерством юстиции образцов бланков актов и бланков свидетельств о государственной регистрации. Министерство юстиции закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и содействует в повышении профессиональной подготовки работников органов ЗАГСов.
Кроме упомянутых к полномочиям Министерства юстиции отнесено осуществление функций государственного патентного ведомства; подготовка предложений по совершенствованию авторского права и смежных прав; правовая защита интересов государства в процессе правового оборота результатов научно-исследовательских работ специального и двойного назначения; выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.
Учреждения судебной экспертизы  осуществляют экспертную деятельность под организационным и методическим руководством Министерства юстиции Российской Федерации в целях обеспечения достоверных обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовным и гражданским делам, а также административным материалам.
Систему судебно-экспертных учреждений составляют Федеральный центр судебной экспертизы и 43 экспертных учреждения в регионах, включающие центральные (межрегиональные) лаборатории и лаборатории судебной экспертизы в субъектах Российской Федерации. Методическое руководство осуществляется Федеральным центром судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Становление и развитие учреждений судебной экспертизы связано с упомянутой Концепцией реформирования органов юстиции, принятой в октябре 1996 г., в соответствии с которой осуществляются меры по материальному, кадровому и правовому обеспечению ее деятельности, в том числе по повышению оплаты труда, развитию научных исследований, укреплению материально-технической базы экспертных учреждений .
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», вредакции от 30 декабря 2001 г. лаборатории судебной экспертизы проводят для судов, органов прокуратуры, внутренних дел федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов криминалистические, трасологические, баллистические, почерковедческие и многие другие виды экспертиз.
Приказом Министерства юстиции от 20 декабря 2002 года утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации . Этим документом регламентируются вопросы связанные с требованиями профессиональной подготовки экспертов; их права, обязанности и ответственность; процедура производства экспертных исследований, включая повторные и комиссионные экспертизы; полномочия руководителей судебно-экспертных учреждений. Приказом Министерства юстиции от 23 декабря 2004 г. утверждено Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, порядок создания и деятельности Центральной экспертно-квалификационной комиссии .
Как уже отмечалось, функции министерства юстиции Российской Федерации включают и решение вопросов, связанных с разработкой политики государственного регулирования и нормотворчества в сфере деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб .


Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 15, ст.1491.

Российская газета, 2001, апрель 4.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст5005;  2003, № 27 ч. I ст. 2709

 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст.3356.

 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 49, ст.4826.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст.1216.

См. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 25, ст.2705.

Собрание законодательства РФ, 2001, № 23, ст. 2291; 2002, № 1 ч. I, ст. 2

Российская газета, 2003, январь, 25

Российская газета, 2005, январь, 19

Вопрос о разграничении полномочий в этой сфере общественных отношений рассматривается в § 3