Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы

Образованный в ноябре 1917 г. Наркомат юстиции РСФСР и его органы на местах были наделены широким кругом полномочий по руководству различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреждениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятельностью третейских судов и адвокатурой .
На протяжении советского периода истории полномочия юстиции претерпевали различные изменения. В 1936 г. из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреждения исполнения уголовных наказаний перешли в систему органов внутренних дел, менялись взаимоотношения с судами: от прямого управления к так называемому организационному руководству и т.д.
В 1956 г. было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 г. и министерств юстиции союзных республик, включая и РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного Суда РСФСР, а работа с законодательством к специально созданной для этой цели Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР.
Спустя 15 лет органы юстиции были восстановлены. В их функции вошли законопроектная работа, организационное руководство судами, управление нотариатом и общее руководство адвокатурой .
Дальнейшее реформирование органов юстиции связано с перестройкой государственно-правовой системы и принятием новой Конституции Российской Федерации. Основные направления реформы имели целью исключение из полномочий Министерства юстиции несвойственных органу исполнительной власти функций, допускающих вмешательство в правосудие, и повышение правозащитного потенциала органов юстиции в защите прав и свобод граждан, т.е. деятельность, свойственная правовому демократическому государству.
В соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г., предусматривалось повысить роль и ответственность Министерства юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов государственной власти; усиление контроля за нормотворческой деятельностью ведомств; создание системы контроля за сделками с собственностью; улучшение работы по реальному исполнению судебных постановлений .
Основные положения Концепции нашли свое отражение в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1999 г. «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», в редакции от 10 декабря 2001 г. .

Дальнейшее реформирование организации и деятельности органов юстиции связано с проводимой административной реформой. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему органов юстиции, возглавляемую Министерством юстиции Российской Федерации, входят подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов и Федеральная регистрационная служба.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждено новое Положение о Министерстве юстиции (в ред. от 2 мая 2006 г.) .
В соответствии с Положением Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.
Руководство  деятельностью Минюста  России осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной  службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.
Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, выполняющих задачи в установленной сфере деятельности.
Минюст России осуществляет следующие основные полномочия:
вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также  проект плана работы и прогнозируемые показатели деятельности Министерства;
обобщает практику законодательства России и разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых на рассмотрение Президента и Правительства России, участвует в организации работы  по систематизации законодательства и подготовки Свода законов Российской Федерации;
осуществляет юридическую экспертизу и государственный учет нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;
проводит государственную регистрацию актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан или имеющих межведомственный характер;
обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и контроль за соответствием принимаемых ими решений законодательству Российской Федерации;
представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации и международных соглашений о правовой помощи;
организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России  и его территориальных органов. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью учреждений  судебной экспертизы.
Минюст России осуществляет и иные функции, если они предусмотрены федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. Минюст России возглавляет министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность президентом по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет 4-х заместителей, назначаемых на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
В состав центрального аппарата Минюста России включены 9 департаментов по основным направлениям его деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата 569 единиц.
Министр юстиции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает Положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и в установленном порядке руководителей территориальных органов юстиции; согласовывает решения руководителей подведомственных федеральных служб о создании реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.
Система органов Министерства юстиции включает:

  1. Минюст России – центральный аппарат;
  2. Управления Минюста России по федеральным округам;
  3. Органы Минюста России в субъектах Российской Федерации;
  4. Федеральные и региональные учреждения юстиции (схема № 10.)

Центральный аппарат Минюста России состоит из 9 департаментов:
- государственной политики в сфере юстиции;
- конституционного законодательства и законодательства о безопасности;
- экономического законодательства;
- бюджетного законодательства;
- гражданского и социального законодательства;
- управления и государственной службы;
- правового регулирования, анализа и контроля деятельности  подведомственных федеральных служб;
- организации, координации и контроля;
- международного права и сотрудничества;
- ресурсного обеспечения.
В состав каждого департамента входят отделы по конкретным направлениям деятельности соответствующего департамента.
В Министерстве юстиции образуется коллегия  в составе Председателя – Министра юстиции, заместителей министра (по должности), руководителей подведомственных Федеральных служб, а также других лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра юстиции.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства юстиции. Решения коллегии реализуются приказами и указаниями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента или Правительство Российской Федерации. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
При Министерстве юстиции состоит Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, а также образуются научно-консультативные советы, состав которых и положения о них утверждаются Министром.
Управления Министерства юстиции по федеральному округу являются окружными территориальными органами Министерства юстиции РФ , основные задачи которых включают организацию работы и контроль за деятельностью органов и учреждений юстиции на территории округа по вопросам, отнесенным к ведению Министерства юстиции. В их число, в частности, входит исполнение обязательств Министерства по международным договорам о правовой помощи; контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере юстиции; оказание содействия в обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений; контроль за исполнением актов по вопросам помилования; контроль за финансово-экономической и хозяйственной  деятельностью территориальных органов юстиции и ряд других.
Положением определены должностные права и обязанности руководителей управления, их участие в работе полномочного представителя Президента РФ в округе. Предусматривается создание Совета при Управлении – консультативного органа, действующего в рамках упомянутого Положения.
Федеральные территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации включают министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в автономных округах и автономной области.
Органы юстиции в субъектах Российской Федерации реализуют государственную политику в сфере юстиции, координируют деятельность федеральных специализированных учреждений юстиции на территории соответствующего субъекта Федерации, взаимодействуют с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые по соглашению с Министерством юстиции могут передавать им осуществление своих полномочий.
Территориальные органы создаются Министерством юстиции, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности Министром юстиции.
Руководители органов юстиции в субъектах Российской Федерации принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции .


См. Положение о Народном Комиссариате юстиции, утвержденное Декретом ВЦИК от 1 марта 1923 г. // Собрание Узаконений РСФСР, 1923, № 10, ст.120.

См. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 27 августа 1972 г. // Собрание Постановлений Правительства РФ, 1972, № 16, ст.99.

 Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, № 42, ст.4808.

 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 32, 4043; 2001, № 51, ст. 4872

Собрание законодательства РФ, 2004, № 21, ст. 2033

Собрание законодательства РФ, 2004, № 42, ст. 4108; 2006, № 12, ст. 1284; № 19; ст. 2070.

См. Приказ Министерства юстиции от 28 января 2005 года «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Федеральному округу» // Российская газета, 2002, ноябрь 6.

См. Положения о Главном управлении, управлении, отделе Министерства юстиции по субъекту Российской федерации, утвержденые приказами Министерства юстиции от 22 октября 2002 г., № 285 и 286 // Российская газета, 2002, октябрь, 31