Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы – основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение организации и деятельности какой-либо публичной структуры. Применительно к прокуратуре это закрепленные в законе основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.
В соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Принцип единства заключается в том, что все органы прокуратуры: городские, районные, субъектов Российской Федерации, военные и иные специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.
Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется единым, общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Подчеркивается, что каждая прокуратура, выполняя свои профессиональные обязанности, на соответствующей территории или в сфере правовых отношений действует от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система, и принимаемые ею акты (протесты, представления, постановления) имеют одинаковую юридическую силу.
Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Так, любой прокурор от Генерального до районного полномочен возбудить уголовное дело при наличии к тому оснований,  предать дело в суд или прекратить уголовное преследование в соответствии с требованиями закона. То же относится и к единым средствам реализации полномочий в сфере общего надзора, надзора за учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и к другим направлениям деятельности прокуратуры.
Из принципа единства системы вытекает и право вышестоящего прокурора поручить нижестоящему выполнение каких-либо своих обязанностей, например, поддержать обвинение в уголовное процессе, принять участие в рассмотрении гражданского дела, в проведении проверки исполнения закона и др. Этот же принцип дает полномочие вышестоящему прокурору принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.
Принцип централизации состоит в том, что все прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой линии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генеральным прокурором со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров.
В соответствии с принципом централизации Генеральный прокурор, как это отмечалось, назначает всех подчиненных ему руководителей прокуратур, и только он может освободить их от должности.
Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих на основе федеральных законов и нормативных актов Генерального прокурора. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора, регламентирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, обязательны к исполнению всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. В случае их несоответствия закону они могут быть отменены только Федеральным Собранием Российской Федерации либо самим Генеральным прокурором.
Следует отметить, что централизм в деятельности прокуратуры не отменяет самостоятельности прокуроров и следователей при принятии конкретных решений, особенно в сфере уголовного судопроизводства. Так, следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору указания надзирающего прокурора по объему обвинения и юридической квалификации действий обвиняемого и в случае отклонения его доводов, вправе ставить вопрос о передаче дела другому следователю. Кассационное представление прокурора, участвовавшего в рассмотрении уголовного дела, не может быть отозвано вышестоящим прокурором и подлежит рассмотрению по существу в соответствующей инстанции суда.
Единоначалие в деятельности прокуратуры находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным вопросам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры, коллегии в прокуратурах субъектов Российской Федерации обсуждают и выносят постановления, которые, несмотря на их рекомендательный характер, способствуют принятию руководителем прокуратуры наиболее взвешенных и эффективных решений.
Принцип независимости в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе материалов проверок и расследований, осуществляемых в соответствии с требованиями полноты и объективности их проведения.
Воздействие в какой-либо форме органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
На практике недопустимые воздействия осуществляются в различных формах: от предложения привилегий и льгот до прямых угроз физического воздействия. В последнем случае должны применяться меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и иные меры, возложенные на службу собственной безопасности органов прокуратуры.
Независимость прокуратуры предусматривает и исключение вмешательства в ее деятельность отдельных должностных лиц, представителей средств массовой информации с требованиями о предоставлении информации, затрагивающей такие вопросы, которые еще не нашли окончательного разрешения или составляют государственную или служебных тайну. Законом установлено, что прокуроры и следователи не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Статистическая и иная информация, справки, документы, необходимые для работы прокуроров и следователей представляются безвозмездно. Неисполнение их законных требований, а также уклонение от явки по вызову прокурора и следователя влекут за собой установленную законом ответственность.
Важным фактором обеспечения независимости являются требования, ограждающие прокуроров и следователей от недопустимого воздействия, путем запрещения занятий отдельными видами деятельности. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Следует также подчеркнуть, что существенная сторона гарантий независимости прокуроров заключается в порядке их назначения и освобождения от должности. Никто, кроме Генерального прокурора, не вправе освободить руководителя прокуратуры любого уровня прокурорской системы от должности, какие бы такие попытки не предпринимались.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством. Конституционная норма об обязанности всех органов власти, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы является основой демократического общества и государства, а для прокуроров не только организующим началом, но и методологической основой их деятельности. Принцип законности с позиций деятельности прокуратуры включает две стороны проблемы: обеспечение точного исполнения законов всеми участниками общественных отношений и обеспечение этого требования в деятельности самих органов прокуратуры.
Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций: при осуществлении надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод граждан, надзора за органами расследования преступлений, при участии в рассмотрении дел судами и т.д.
При проведении проверок и расследований прокуроры и следователи нередко сталкиваются с пробелами в законодательстве, несовершенством действующих законов и их отставанием от потребностей жизни. Один из возможных путей влияния прокуроров на укрепление законности – их участие в правотворческой деятельности. Закон дает прокурору право вносить в органы, обладающие правом законотворческой инициативы, предложения о совершенствовании законодательства. К сожалению, права прямого обращения с законопроектами в Парламент страны прокуратура до сих пор не имеет.
Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только такой подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных качествах исполнителей может гарантировать успешную деятельность прокуратуры на всех порученных ей участках.
Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Важное значение принципа гласности в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а, в порядке обратной связи, прокурор и следователь получать поддержку населения.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры обязаны информировать население о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей с обязанностями информировать через печать, радио и телевидение граждан, широкую общественность о состоянии законности в стране и в отдельных регионах и принимаемых мерах по борьбе с преступностью и нарушениями законности.
Еще одно проявление гласности – ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Как отмечено выше, федеральным законодательством устанавливаются пределы гласности, в том числе и в деятельности органов прокуратуры. Прежде всего, это относится к перечню сведений, неподлежащих разглашению в соответствии со ст.5 Федерального закона от 6 октября 1997 г. «О государственной тайне» .
С охраной конституционных прав и свобод граждан связаны и нормативные решения о сведениях, неподлежащих разглашению, к которым отнесены тайна следствия и судопроизводства, а также сведения, доступ к которым ограничен: врачебная, нотариальная, адвокатская тайны, тайна усыновления (удочерения), тайна переписки и телефонных переговоров, коммерческая тайна .
Особо отметим, что право следователя закрывать информацию о находящихся у него в производстве уголовных делах не означает ущемления гласности в деятельности прокуратуры и имеет целью охрану прав и интересов граждан и соблюдения принципа презумпции невиновности, в соответствии с которым лицо может быть признано преступником лишь на основании приговора суда, вступившего в законную силу.
Важно подчеркнуть в заключение, что все приведенные выше принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательное проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Российской Федерации.


Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст.4673.

См. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст.1127.