Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Система органов прокуратуры. Кадры.

В соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняет иные функции, установленные федеральным законом.
Систему органов прокуратуры составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов, являющиеся юридическими лицами (схема № 9).
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему, не допускается.
Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором, который имеет заместителей, в том числе первого заместителя. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также отделения Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора.
Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: организационное управление; управление кадров; управление по надзору за процессуальной деятельностью в органах внутренних дел и юстиции; по надзору за процессуальной деятельностью органов федеральной службы безопасности; по надзору за исполнением федерального законодательства в составе отделов по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, в экономической сфере, таможенного и налогового законодательства; а так же по обеспечению участия прокуроров в судопроизводстве; за законностью исполнения уголовных наказаний; отдел по делам несовершеннолетних и молодежи; и другие. К подразделениям аппарата относятся также подразделения Генеральной прокуратуры в федеральных округах.
Управления и отделы возглавляются начальниками – старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора. В штаты центрального аппарата включаются должности старших прокуроров, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. При Генеральной прокуратуре состоят научные и учебные заведения и действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, положение о котором утверждает Генеральный прокурор Российской Федерации.
Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий – 5 лет. Заместители Генерального прокурора назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. При вступлении в должность Генеральный прокурор приносит присягу .
Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют заместителей, включая одного первого. Аппарат состоит из отделов и управлений, возглавляемых начальниками. В них имеются должности старших помощников и помощников, а также старших следователей и следователей по особо важным делам. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.
Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности заместителей и помощников прокуроров, а также следователей и старших следователей. По решению Генерального прокурора в этих прокуратурах могут быть образованы отделы.
Военная прокуратура входит в общую систему органов прокуратуры и возглавляется Заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов Российской Федерации входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, военных флотилий, других соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.
Особенности организации и деятельности военной прокуратуры определяется характером ее полномочий, связанных с обеспечением законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках и воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба, а также с кадрами прокуроров и следователей, на должности которых назначаются лица, поступившие на военную службу и имеющие офицерские звания, в связи с чем они поощряются и несут ответственность не только в соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации, но и в порядке, установленном Дисциплинарном уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
К специализированным прокуратурам относятся транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры особо режимных объектов и по надзору за исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы.
Система транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, создавалась в основном применительно к сети железных дорог и включает транспортные прокуратуры отделений железных дорог на правах районных, городских прокуратур.
Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, защиту экологических прав граждан предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами. Создаются и действуют на правах прокуратур субъектов Российской Федерации, а в регионах на правах межрайонных прокуратур.
Прокуратуры по исполнением законов на закрытых территориях и режимных объектах имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурору субъектов Российской Федерации по месту их нахождения.
Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний осуществляют свою деятельность в исправительных и воспитательных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Их задача – надзор за соблюдением законов администрацией соответствующих учреждений и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание. Эти прокуратуры имеют статус районных прокуратур и подчинены соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации.

вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Кадры органов прокуратуры формируются в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», которым установлены требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу.
Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
Не может быть принято на службу лицо, если оно: имело или имеет судимость, имеет заболевание, которое препятствует исполнению служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Устанавливается определенный возрастной и профессиональный ценз. Для должности прокурора города или района – 25 лет и стаж работы в органах прокуратуры не менее 3-х лет. Для прокуроров субъекта Российской Федерации и приравненных к ним – 30 лет, стаж работы в прокуратуре не менее 5 лет.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъекта Федерации без указания срока их полномочий. Освободить от должности их может только Генеральный прокурор. Все остальные руководители прокуратур: районных, городских и приравненных к ним военных и специализированных прокуратур, а также руководители военных прокуратур округов, иных специализированных прокуратур областного звена назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Срок их полномочий не устанавливается.
Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение, подтверждающее его личность, классный чин и должность, а также право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия.
Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий является наделение их служебным иммунитетом. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Законом о прокуратуре предусматривается система мер материального и социального обеспечения работников прокуратуры и меры государственной защиты в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».


«Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».

С марта 2001 года транспортные прокуратуры отделений железных дорог переданы в подчинение прокурорам субъектов РФ.