Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Судейский корпус

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В его состав включаются все судьи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов, арбитражных судов, а также судьи судов субъектов Российской Федерации: конституционных (уставных) судов и мировые судьи. В судейский корпус включаются не только действующие, но и судьи, пребывающие в отставке.
Осуществляя функцию реализации судебной власти, судьи выполняют сложные и ответственные обязанности по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских и административных дел, а также по обеспечению конституционного контроля. В силу специфики этой деятельности, судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих их правовое положение, и составляет понятие статуса судей.
Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Этот принцип единого подхода получил отражение в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Закона РФ от 14 апреля 1993 г. и Федерального закона от 21 июня 1995 г. с дополнениями и изменениями от 17 июля 1999 г.,  от 20 июня 2000 г. и 5 апреля 2005 г. .
Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда, в том числе и к формированию судейского корпуса, т.е. к требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи; порядку отбора кандидатов и наделению их судейскими полномочиями.
Требования к кандидатам на должность судей установлены ст.119 Конституции Российской Федерации. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Кроме конституционных требований: российское гражданство, минимальный возрастной ценз, наличие высшего образования и профессиональной подготовки, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Возраст 25 лет является минимальным для кандидата на должность судьи районного суда. Для занятия должности судьи вышестоящего суда (включая арбитражные суды субъектов Российской Федерации) минимальный возраст кандидата повышается до 30 лет, а судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда – до 35 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность по достижению возраста 40 лет.
Под стажем работы по юридической профессии понимается работа следователем, прокурором, адвокатом, секретарем судебного заседания, а также профильная научная и педагогическая деятельность. К судьям Конституционного Суда РФ предъявляются более высокие требования. Профессиональный стаж не менее 15 лет и признание их высокой квалификации в области права.
Отметим, что различные подходы к требованиям в отношении возраста и профессиональной подготовки, предусмотренные ст.119 Конституции Российской Федерации, должны устанавливаться федеральным законом, что и имеет место на практике .
Законом предусмотрено предварительное медицинское освидетельствование  для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакансия, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию, которая и объявляет в средствах массовой информации об открытии конкурса. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший установленного законом возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при квалификационной коллегии судей экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей.
Положение об экзаменационных комиссиях, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей, определяет круг лиц, которые допускаются к сдаче квалификационного экзамена: лица, ранее не являвшиеся судьями; ранее работавшие судьями, но ушедшие с должности; лица, пребывающие в отставке и пожелавшие вновь вернуться на судебную должность.
Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, включающим вопросы по различным отраслям права и задачи из судебной практики. Решение экзаменационной комиссии не подлежит обжалованию. При отрицательном результате повторная сдача экзамена возможна не ранее чем через шесть месяцев. От сдачи квалификационного экзамена освобождается кандидат на должность мирового судьи, имеющий стаж работы судьей федерального суда не менее пяти лет. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.
После сдачи экзаменов каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.
Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.
Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ст.138), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст.13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст.6).
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Необходимость согласования при наделении судейскими полномочиями судей федеральных судов в субъектах Федерации (районного и областного звена) предусмотрена п. «л» ст.72 Конституции Российской Федерации, которой кадры судебных органов отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.
Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.
Полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Судьи районных судов и судьи гарнизонных военных судов впервые назначаются на 3 года, по истечению которых они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 15 лет.
Мировые судьи назначаются (избираются) на срок не более 5 лет. Повторно они могут быть назначены на любой срок, но не менее 5 лет. Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов в регионах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
К осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
Наделение полномочий завершается выдачей судьям удостоверений, подписанных Президентом Российской Федерации.


Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст.1793; 1993, № 17, ст.607; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст.2399; 1999, № 29, ст.3690; 2000, № 26, ст.2736; 2005, № 15, ст. 1278.

См., например, ст.8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».