Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Мировые судьи

Мировая юстиция – институт для России не новый. Еще в середине XIX веке начали осуществляться меры по реформированию судебной системы, итогом которых стали принятые 20 ноября 1864 года судебные уставы Александра II. Утвержденные императором Уставы «О наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Об учреждении судебных установлений» ввели в систему судов мировые суды, которые должны способствовать водворению суда «правого, скорого, милостивого и равного для всех подданных» .
Мировые судьи избирались на 3 года уездными земскими собраниями. Вышестоящей инстанцией для них был съезд мировых судей, который разрешал дела по жалобам и протестам по гражданским и уголовным делам, подсудным мировым судьям.
Разграничение компетенции между общими и мировыми судами проводилось с учетом размера наказания по уголовным делам, характера и объема требований по гражданским делам. Институт мировых судей был упразднен 24 ноября 1917 года Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» .
Вопрос о воссоздании института мировых судей обсуждался в процессе проведения судебной реформы в 1992-94 гг. и был решен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Устанавливалось, что мировые судьи входят в единую судебную систему страны (ст.4), являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела (ст.28), а непосредственной вышестоящей судебной инстанцией для них являются районные суды (ст.21).
Принципиальные установки федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17 декабря 1998 года в редакции от 11 марта 2006 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», согласно которому мировые судьи в Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему России. Полномочия, порядок создания и деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, упомянутым федеральным законом, иными федеральными конституционными и федеральными законами. С учетом их положения как судов субъектов Российской Федерации, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются также законами субъектов Российской Федерации .
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации по установленным федеральными законами общим правилам судопроизводства, что является непременным условием единства судебной системы Российской Федерации.
Во всех случаях, вступившие  в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения органов власти (федеральных, региональных и местного самоуправления), общественных объединений, должностных лиц, юридических лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Компетенция мировых судей включает их полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, которые мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции.
Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех дет лишения свободы (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), за исключением некоторых преступлений (неосторожные убийства, развратные действия, незаконное предпринимательство и ряд других), отнесенных к подсудности федеральных судов.
К делам, рассматриваемым мировым судьей относятся, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, угроза убийством, заражение венерической болезнью (глава 16 УК РФ), разглашение тайны усыновления (удочерения), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (глава 20 УК РФ) и другие.
Гражданские дела: о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях ; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка ; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты  труда, установленных законом на момент подачи искового заявления; дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.
Кроме того, мировой судья полномочен рассматривать дела о выдаче судебного приказа, т.е. постановления судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ выдается по бесспорным требованиям и имеет силу исполнительного документа (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством их разрешение отнесено к компетенции мирового судьи.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировыми судьями разрешаются все дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции суда, кроме дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также о правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Которые рассматриваются районными судами (ст. 231).
Кроме рассмотрения упомянутых дел по первой инстанции, мировой судья полномочен рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
Судебные участки – территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи.
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Такой порядок связан с тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета и одновременно с образованием судебных участков Правительству Российской Федерации дается поручение о проведении соответствующих расходов в рамках средств, выделенных на содержание мировых судей.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации на основании принятых федеральных законов об общем количестве судебных участков и числе мировых судей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. С учетом нагрузки районных судов, криминогенной обстановки, кадровых возможностей и материального обустройства суда (подбор помещений, оплата работников аппарата) законом субъекта Российской Федерации определяются количество участков в районе, их границы, наименование и решаются иные вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Федерации.
Согласно упомянутому Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в редакции от 27 мая 2003 года на территории Российской Федерации создается около 7000 судебных участков .
Формирование мировых судов включает отбор кандидатов, процедуры назначения их на должность, решение опросов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности мировой юстиции.
Требования, предъявляемые к мировому судье, соответствуют общим подходам, относящимся к федеральным судьям Российской Федерации. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Мировые судьи не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий судьи устанавливается также законом субъекта Федерации, но не может быть менее пяти лет.
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены и прекращены в порядке, который установлен Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные федеральным законодательством.
Финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Должностные оклады мировых судей устанавливаются в размере 60 процентов (для мировых судей в городах федерального значения – 64 процентов) от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы  исполнительной власти субъекта Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штаты аппарата устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
В зале судебных заседаний мировых судей помещаются символы государственной власти: Государственный флаг и изображение Государственного герба страны, а также может устанавливаться флаг и изображение государственного герба субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.


См. Российское законодательство X?XX веков. Судебная реформа. Т.8. Под ред. Б.В.Виленского. М., 1991, с.39-40.

Собрание Узаконений РСФСР, 1917, № 4, ст.50.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст.6270; 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4841; 2006. № 11. Ст. 1147.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 1, ст.1; 2003, № 22, ст. 2065.