Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Демократизация общественно-политической жизни страны в период перестройки, практика деятельности первого Конституционного Суда Российской Федерации, созданного в 1991 году, инициировали идею создания собственных органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определила право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ст.77 ч.1)  и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ст.76 ч.4).  Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Необходимость обеспечения верховенства принятых в субъектах Федерации конституционно-правовых актов послужила дополнительным стимулом дальнейшего развития конституционной юстиции в регионах.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации (ч.2 ст.4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. устанавливается:
право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.5);
общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч.1 ст.27);
распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст.12);
обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст.6);
участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст.29).
Законодательными актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом, регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:
порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст.17);
порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст.13);
процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч.3 ст.27);
финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.27).
В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч.1 ст.27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.
Процесс создания региональной конституционной юстиции идет медленно. На начало 2002 года из 32 предусмотренных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации приняты законы и начали функционировать 14 конституционных и уставных судов, в том числе в республиках Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), а также в Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Тюменской областях и в ряде других регионов.
Анализ содержания принятых в регионах законов и практики деятельности конституционных (уставных) судов позволяет сделать некоторые общие выводы о их формировании, структуре, процедуре судопроизводства и о других аспектах их деятельности.
Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах 5-9 судей. Так, Конституционный Суд Республики Татарстан состоит из 6 судей , Конституционный Суд Ханты-Мансийского автономного округа включает 9 судей .
Внутренняя организация конституционного (уставного) суда определяется соответствующим законом субъекта Федерации. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей. Так организованы конституционные суды республик Татарстан, Дагестан, Карелия и некоторые другие. В других – избираются (назначаются) только судьи и председатель суда (Конституционный Суд Республики Бурятия).
Формирование состава конституционных (уставных) судов, как правило, осуществляется с участием различных ветвей власти, а иногда и с привлечением общественных и иных организаций. Так, согласно Закону от 6 мая 1997 г. «Об Уставном суде Свердловской области» в редакции от 10 марта 1999 г., отбор 5 судей уставного суда проводится на конкурсной основе. Предложения о кандидатах вносятся губернатору депутатами Законодательного Собрания, представительными органами местного самоуправления, руководителями правоохранительных органов, юридических и научных учреждений области. Судьи избираются на должность областной Думой в индивидуальном порядке тайным голосованием .
В Республике Татарстан в соответствии с упомянутым законом, половину персонального состава суда представляет Парламенту –Государственному Совету его председатель, другую половину – Президент Республики. Конституционный суд избирается Государственным Советом, а председатель и его заместитель утверждаются Государственным Советом по предложению судей Конституционного суда республики.
Срок полномочий конституционных (уставных) судов во многих регионах законом не ограничивается. Законодательными актами республик Дагестан, Северная Осетия – Алания, Тыва срок полномочий конституционных судов установлен в 10 лет.
Как уже упоминалось, на судей конституционных (уставных) судов распространяется принцип единства статуса судей Российской Федерации с некоторыми особенностями, установленными законодательством субъектов Российской Федерации.
В большинстве регионов судьи назначаются на неопределенный срок (до достижения определенного предельного возраста). Так решен вопрос в ст.98 Конституции Республики Бурятия, где указывается, что судьи Конституционного суда несменяемы и освобождаются от должности по достижению предельного возраста 60 лет для женщин, 65 – для мужчин . Не устанавливается срок полномочий судей конституционных судов республик Карелия, Коми и в ряде других регионов.
Иначе решен вопрос в Республике Кабардино-Балкария. В соответствии со ст.111 Закона от 12 декабря 1997 г. «О Конституционном Суде Республики Кабардино-Балкария» срок полномочий судьи Конституционного суда установлен в 10 лет, а предельный возраст пребывания в должности – 70 лет . В упомянутом Законе Свердловской области срок полномочий судьи уставного суда – 12 лет, предельный возраст – 65 лет. Повторное избрание на должность судьи не допускается (ст.21).
В законодательстве субъектов Российской Федерации значительное внимание уделяется гарантиям независимости судей. В большинство законодательных актов включены общепринятые нормы о недопустимости досрочного прекращения полномочий судей, кроме случаев утраты гражданства, отставки, достижения предельного возраста пребывания в должности или вступления в силу обвинительного приговора суда в связи с совершением уголовного преступления.
Есть и несколько иные подходы. Кроме приведенных выше оснований включаются и такие как выезд за пределы территории республики (Кабардино-Балкария); нарушение присяги (Республика Карелия); ликвидация суда (Ханты-Мансийский автономный округ).
Важной гарантией статуса судей конституционных (уставных) судов является обеспечение их неприкосновенности. Как правило, это достигается путем распространения на судей статуса депутата представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации.
Последнее время в практику правового регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов входит распространение на них норм главы 2-ой Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации». Закон Свердловской области «Об Уставном суде Свердловской области», последняя редакция которого принята 10 марта 1999 г., дословно воспроизводит нормы главы 2-ой упомянутого Федерального закона. Многие нормы Федерального закона включены в Закон «О статусе судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия)» .
Анализ приведенных выше и других законодательных актов субъектов Российской Федерации позволяет определить общий перечень основных полномочий конституционных (уставных) судов. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации включает:
контроль за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации их конституциям (уставам), а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры;
официальное толкование конституций или уставов субъектов Российской Федерации;
разрешение споров о компетенции между органами власти субъектов Российской Федерации, а также между ними и органами местного самоуправления;
защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и решениями о проведении региональных референдумов;
участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации путем осуществления права на законодательную инициативу.
Отметим, что приведенный перечень выходит за рамки тех полномочий, конституционных (уставных) судов которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (конституционность законодательства и решений органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и толкование конституций (уставов) – ст.27 ч.1).
Вопрос о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Суть позиции Конституционного Суда сводится к следующему. Перечень полномочий региональной конституционной юстиции, установленной ч. 1 ст. 27  Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», не является исчерпывающим, носит не императивный, а диспозитивный характер, ориентирует на основные направления деятельности конституционных (уставных) судов и не препятствует закреплению за ними иных полномочий, если они соответствуют юридической природе и предназначению этих судов. Вместе с тем, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в единую судебную систему страны и согласно Конституции, не могут вторгаться в решение вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ других федеральных судов
Так, включение в компетенцию региональной конституционной юстиции таких полномочий как разрешение споров о компетенции и споров по жалобам граждан и запросам судов может вызвать расхождение в оценке содержания и разграничения компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации. Очевидно, что такого рода коллизии должны решаться, исходя из того, что конституционные (уставные) суды входят в единую судебную систему страны и, как и любые другие суды, обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Юридическая сила актов конституционных (уставных) судов, обеспечивающая эффективность конституционного контроля, определяется их местом в судебной системе России. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»:
акты, принятые, конституционными (уставными) судами носят государственный властный характер, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст.6 ч.1);
итоговые решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их компетенции, являются окончательными, немедленно вступают в силу после их провозглашения, не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом (ст.27 ч.4);
акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом.
Подводя итоги, отметим, что деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации оказывает заметное влияние на укрепление институтов государственной власти и местного самоуправления, на защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка.


Ст.4 Закона Республики Татарстан в редакции от 30 октября 1998 г. «О Конституционном суде Республики Татарстан» // Газета Республика Татарстан, 1998, ноябрь 28.

Ст.4 Закона от 22 сентября 1997 г. «О Конституционном Суде Ханты-Мансийского автономного округа» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 1997, сентябрь.

См. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. М., Зерцало, 1999. С.358.

См. сб. Конституции республик в составе Российской Федерации // М., Манускрипт, 1995. С.97.

Кабардино-Балкарская правда, 1997, декабрь 23, 25.

См. Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1993 г. // Якутск, 1993. С.172.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности  ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, 2003, апрель 29