Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Федеральные арбитражные суды округов

звено системы арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, и арбитражных апелляционных судов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» на территории страны действует 10 федеральных арбитражных судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов.
Федеральные арбитражные суды округов образованы по зональному принципу, с учетом экономико-географических особенностей регионов. Юрисдикция федерального арбитражного суда округа распространяется на арбитражные суды субъектов Российской Федерации и арбитражные апелляционные суды, входящих в состав соответствующего округа.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума и судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Основное полномочие федерального арбитражного суда округа – проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации  и арбитражными апелляционными судами.
В отличии от гражданского и уголовного судопроизводства кассационная жалоба подается после вступления решения нижестоящего суда в силу. Отсюда и особенности кассационного производства в вышестоящем суде. В соответствии со ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев кассационную жалобу, может принять одно из следующих решений:
1) оставить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без изменения;
2) отменить решение первой или постановление апелляционной инстанции и предать дело для повторного рассмотрения в соответствующую инстанцию суда субъекта Российской Федерации;
3) отменить полностью и частично решение и постановление арбитражного суда субъекта Федерации и принять новое решение;
4) изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции;
5) отменить решение суда первой инстанции  или апелляционное постановление полностью или частично и прекратить производство  по делу, либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
Федеральные арбитражные суды округов наделены полномочиями пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими ранее и вступившие в законную силу судебные акты. К их полномочиям также относятся изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Президиум федерального арбитражного суда не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных судебных дел и выполняет функции организационного плана: утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривает другие вопросы организации работы суда.
Судебные коллегии федеральных арбитражных судов округов, возглавляемые заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным нижестоящими арбитражными судами Российской Федерации. В коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа. Им же утверждаются и председатели судебных составов.
Председатель федерального арбитражного суда округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. К его обязанностям организационного плана относятся распределение полномочий между заместителями, формирование судебных составов, организация работы президиума, общее руководство аппаратом суда, назначение на должность и освобождение от должности сотрудников аппарата и другие полномочия, установленные федеральными законами.