Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 5. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Как уже отмечалось обеспечение деятельности судов, т.е. проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического характера, направленных на создание необходимых условий для нормального функционирования полного и независимого осуществления правосудия, является неотъемлемой составной частью судебной власти .

Еще со времен судебной реформы 1864 года российские судебные деятели отдавали приоритеты не столько правилам судопроизводства, сколько тому, при каких  условиях осуществляется приложение этих правил на практике.
К судье, писал А.Ф. Кони, следует предъявлять высокие требования не только в смысле знания и умения, но и в смысле характера, но требовать от него героизма невозможно. Отсюда необходимость оградить его от условий, дающих основания развитию в нем малодушия и вынужденной в нем угодливости .
Организационное обеспечение деятельности судов в истории российской юстиции претерпело многочисленные изменения на пути развития от непосредственного управления этой сферой правосудия государственными органами власти (органами юстиции) до коренных изменений, произошедших в последние годы.
В первые десятилетия советского периода суды находились в прямом подчинении органов юстиции, которые создавали и ликвидировали судебные учреждения, издавали предписания, регулирующие все стороны организации работы по осуществлению правосудия, и даже контролировали принимаемые судом решения.
В дальнейшем наметился процесс некоторого обособления судов от государственных органов власти. Однако, вопреки декларируемому Конституцией СССР 1936 года принципу независимости суда, органы юстиции по-прежнему наделялись полномочиями ревизовать деятельность судов, в том числе по осуществлению правосудия и давать указания по вопросам применения закона.
После воссоздания Министерства юстиции в 1970 г. процесс непосредственного вмешательства в судебную деятельность был несколько ограничен и сохранен в форме организационного руководства судами без вмешательства в осуществление правосудия.
Коренное изменение в этой сфере деятельности судов, проведенное в рамках реализации судебной реформы, связано с изъятием из подведомственности органов юстиции вопросов кадрового, ресурсного и организационного обеспечения деятельности судов и передачи этих функций вновь созданному федеральному государственному органу – Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.
Принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» установил, что организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, представление в их распоряжение необходимого ресурсного обеспечения должно обеспечиваться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а его структура, полномочия и порядок деятельности устанавливается федеральным законодательством (ст.31).
Соответствующий Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был принят год спустя – 8 января 1998 г. . Закон определил, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов – т.е. судов общей юрисдикции; органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Создание отдельной структуры – Судебного департамента специально для организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции диктовалось, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью исключить влияние на правосудие органов исполнительной власти и, прежде всего, органов юстиции, которые были традиционно связаны с деятельностью судов и, во-вторых, с учетом значительного объема предстоящей работы (только судов общей юрисдикции, не считая мировых судей, в России свыше 2000), передача этих функций непосредственно аппарату Верховного Суда недопустима, так как непомерно расширит его вспомогательные функции, несвойственные органу, осуществляющему правосудие.
Отметим, что в полномочия Судебного департамента не входит организационное обеспечение высших судебных органов Российской Федерации, в том числе и самого Верховного Суда, деятельность которого обеспечивается аппаратом и администратором этого Суда.
В таком же порядке осуществляется организационное обеспечение деятельности и других высших судов. В Конституционном Суде Российской Федерации такая обязанность возложена на Председателя и аппарат Суда . Обеспечение деятельности всех арбитражных судов Российской Федерации возлагается на Высший Арбитражный Российской Федерации .
Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система судебного департамента включает аппарат самого Судебного департамента, а также его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации и соответствующие учреждения. (Схема № 7).
Приведенные нормы, которые относят судебный департамент к федеральным государственным органам, прямо не определяют его место в системе ветвей публичной власти. По смыслу ст. 1  Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжными и арбитражными заседателями. Обеспечение деятельности какого-либо органа власти не есть проявление полномочий этого органа. В силу этих соображений нет оснований относить Судебный департамент к ветви судебной власти.
Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.
Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.
Кадровое обеспечение включает:
определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и аппаратов судов;
перераспределение по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения Председателей судов общей юрисдикции среднего звена образовавшихся вакансий на должности судей;
ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов.
Организационное обеспечение – следующее направление деятельности Судебного департамента:
изучение организации работы судов и разработка мер по ее совершенствованию;
разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
организация разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работа по систематизации законодательства;
установление и развитие связей с государственными и иными органами, в том числе и с иностранными, в целях совершенствования организации работы судов;
взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов.
Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:
разработку и представление в Правительство Российской Федерации согласованных с Председателем Верховного Суда и Советом судей Российской Федерации предложений о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества;
организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;
организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; обеспечение судей благоустроенным жильем.
Применительно к полномочиям определяется и структура Судебного департамента состоящая из следующих основных подразделений: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, главное управление обеспечение деятельности военных судов; главное финансово-экономическое управление. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.
Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и финансового обеспечение Генерального директора Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федеральных министров.
Директор Судебного департамента руководит деятельностью Судебного департамента, его органов и учреждений; распределяет обязанности между своими заместителями; назначает работников аппарата и руководителей органов и учреждений Судебного департамента, присваивает им классные чины. Директор представляет суды в Правительстве Российской Федерации, в федеральных и региональных органах власти при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента.
Работники Судебного департамента, его органов и учреждений, являются государственными служащими. Их права, обязанности и порядок прохождения службы устанавливается федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» .
Основное звено системы обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на региональном уровне – управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, который согласно Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетен Совету судей субъекта Российской Федерации (ст. 13).
Начальник регионального Управления Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с  председателем соответствующего суда областного звена и с Советом судей субъекта Российской Федерации.
Начальник управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента. В Управлении создается коллегия для рассмотрения наиболее важных вопросов текущей деятельности. Региональное управление Судебного департамента является юридическим лицом, имеет гербовую печать и счета в банке, в том числе валютные.
На основании действующего законодательства и в соответствии с Положением об Управлении Судебного департамента при Верховном суде РФ, утвержденным 6 июня 2002 года Генеральным директором  Судебного департамента, к основным задачам Регионального Управления отнесены: организационно-правовое обеспечение деятельности районных судов и органов судейского сообщества;  кадровая работа с кандидатами на должности судей; финансирование районных, военных судов, мировых судей и квалификационной коллегии судей; организация строительства и эксплуатации  зданий и помещений судов; материально-техническое обеспечение районных судов и органов судейского сообщества; социальная и правовая защита судей, в том числе и пребывающих в отставке; работников аппарата районных судов и Управления Судебного департамента.
Применительно к основным направлениям деятельности формируются и соответствующие подразделения (отделы) аппарата регионального Управления Судебного департамента: организационно-правовое; кадрового обеспечения; финансово-экономическое; капитального строительства; материально-технического обеспечения и общий отдел. По сложившейся практики, заместители начальника управления одновременно исполняют роль руководителя соответствующего подразделения (кадрового, капитальных строительств). Одним из заместителей является главный бухгалтер управления – руководителем финансово-экономического отдела.
В состав системы Судебного департамента входят администраторы судов, организационно обеспечивающие деятельность судов общей юрисдикции. Администратор суда среднего звена осуществляет свои полномочия под контролем Судебного департамента, а нижнего (районного) звена – под контролем и во взаимодействии с управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. Администратор суда назначается на должность по представлению председателя соответствующего суда и ему подчинен.
Как следует из Временной инструкции по организации работы администратора суда, региональное Управление судебного департамента осуществляет контроль и взаимодействует с администратором суда по следующим основным направлениям: согласование мероприятий подлежащих включению в текущие планы организационного обеспечения правосудия: профессиональная подготовка кадров. Управление Судебного департамента не реже одного раза в год проверяет работу администратора суда. Начальник Управления определяет конкретный размер надбавки к зарплате администратора суда за сложность и напряженность в работе.
Председатель суда утверждает план работы администратора суда и отчет о его выполнении; контролирует рабочее время администратора; направляет представление начальнику Управления судебного департамента о его назначении, увольнении, присвоении классного чина, поощрении и наложении дисциплинарного взыскания. Указания председателя суда по вопросам организационного обеспечения судебной деятельности обязательны для администратора суда.
Полномочия администратора суда включают тот же круг вопросов, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности суда. Администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, созданию надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, организует строительство, ремонт помещений суда и решает другие вопросы.


См. Главу II.

Кони А.Ф. нравственные начала в уголовном процессе // Избранные произведения М., 1956, с. 26

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст.223; 2003, № 44, ст. 426; 2004, № 49, ст. 4842

См., например, Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных гарантий судьям Конституционного Суда и членам их семей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 7, ст.795.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст.1598; № 19, ст.1709.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст.2990.