Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§4. Верховный Суд Российской Федерации

Как установлено Конституцией Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126).
Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что Верховный Суд Российской Федерации, как высшее звено системы судов общей юрисдикции, осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые Верховным Судом Российской Федерации по делам его компетенции, являются окончательными.
Закрепив, таким образом, место Верховного Суда в системе органов судебной власти Российской Федерации и определив его компетенцию, Конституция Российской Федерации разграничила его деятельность от функций других высших судебных органов: Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Решение вопроса о месте Верховного Суда Российской Федерации на конституционном уровне означает, что он создан на основании прямой нормы Конституции Российской Федерации и его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной закон страны.
Особое положение Верховного Суда Российской Федерации подчеркивается и порядком формирования его состава. Согласно ст.128 Конституции Российской Федерации и ст.13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий (Кассационной, по гражданским, уголовным делам и Военной коллегии) и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.
Срок полномочий судей Верховного Суда РФ законом не ограничен, судьи несменяемы, обладают неприкосновенностью и другими гарантиями в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Верховного Суда РФ, его заместители назначаются на должность сроком на 6 лет. Могут назначаться на эту должность неоднократно, но не более 2-х раз подряд. Предельный возраст пребывания в должности судьи Верховного Суда РФ – 65 лет .
Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет и отвечающие высоким нравственным требованиям .
Конституция Российской Федерации, определив место и роль Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает следующие его основные функции:
осуществление правосудия;
судебный надзор за деятельностью судов;
осуществление иных полномочий судебной власти.
Осуществление правосудия. По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, а так же иные уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (п. 4 ст.31 УПК РФ).
Перечень гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст.27 Гражданско-процессуального кодекса РФ. К ним отнесены дела:
об оспаривании ненормативных-правовых актов: Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации;
об оспаривании нормативных актов: Президента РФ, Правительства РФ,  федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и свободы и законные интересы граждан и организаций;
об оспаривании постановлений о приостановлении или о прекращении полномочий судьи;
об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии (за исключением тех, которые принимаются на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий);
о ликвидации или приостановлении деятельности политических партий общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст.85 Конституции Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами к подсудности  Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.
По второй инстанции Верховный суд РФ, выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, обеспечивает правосудие в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В качестве кассационной инстанции Верховный Суд РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на невступившие в законную силу решения, приговоры и определения Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов.
Важное уточнение, обеспечивающее реализацию конституционных прав граждан на рассмотрение их дел в вышестоящем суде, было введено в действующее законодательство в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1998 г., признавшим неконституционной норму Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, не допускающую кассационного обжалования приговора Верховного Суда РФ, вынесенного Судебной коллегией по первой инстанции (ч.5 ст.325) .
Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в состав Верховного Суда Российской Федерации была введена Кассационная коллегия, которой предоставлено право рассматривать в качестве суда второй инстанции жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам, а также Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации .
В порядке надзора Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела  о пересмотре вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов. Установлен порядок предварительного рассмотрения надзорных жалоб и надзорных представлений прокурора, которое поручается одному из судей. По результатам изучения дела судей принимается решение или об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, либо о представлении дела для рассмотрения по существу в соответствующую надзорную  структуру суда.
Если дело ранее не было предметом рассмотрения в Верховном Суде, то оно рассматривается соответствующей коллегией этого суда, в противном случае – Президиумом Верховного Суда (ст. 403 УПК РФ; ст. 377 ГПК РФ). Суд рассмотрев дело в порядке надзора вправе оставит надзорную жалобу и представления прокурора без удовлетворения им отменить ранее принятое решение и направить дело на новое рассмотрение.
Судебная процедура в Верховном Суде осуществляется:
в качестве суда первой инстанции по гражданским и административным делам судьей единолично либо коллегией в составе трех судей; по уголовным делам – коллегиально в составе трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей;
в кассационном и надзорном порядке дела рассматриваются коллегией в составе трех судей, а на решение судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу и ранее бывших предметом рассмотрения Верховного Суда – Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации ведется на государственном языке – русском языке.
Структура Верховного Суда Российской Федерации имеет следующие основные подразделения: Пленум Верховного Суда; Президиум Верховного Суда; Кассационную коллегию, Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по гражданским делам, Военную коллегию с соответствующими судебными составами. Работа Верховного Суда обеспечивается аппаратом суда, при Верховном Суде состоит Судебный Департамент (Схема № 6).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации включает Председателя Верховного Суда, его заместителей и всех судей Верховного Суда. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. По приглашению Председателя Верховного Суда в работе Пленума могут участвовать судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и работники других учреждений.
Приглашенные вправе принять участие в обсуждении включенных в повестку заседания вопросов. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума.
Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Вопросы для обсуждения на заседании вносятся Председателем Верховного Суда, либо по инициативе не менее трети состава Пленума, или большинством судей одной из судебных коллегий.
В соответствии со ст.58 Закона «О судоустройстве РСФСР» Пленум Верховного Суда Российской Федерации:
рассматривает материалы судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства ;
утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда;
утверждает состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы;
заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий.
Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда, осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и осуществляет меры, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей (включая Председателя Суда и его заместителей, входящих в состав Президиума по должности) и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда.
Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. Постановления принимаются большинством голосов участников заседания и подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
К основным обязанностям Президиума Верховного Суда отнесено:
в пределах своих полномочий рассматривать дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики;
рассматривать вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.
Судебные коллегии Верховного Суда по уголовным делам, по гражданским делам, Военная и Кассационная осуществляют все судебные функции и рассматривают отнесенные к компетенции Верховного Суда уголовные, гражданские и административные дела по первой, кассационной, надзорной инстанциям, а также в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вновь созданная Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения и приговоры, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции и, в пределах своих полномочий, судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи – члены Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями, участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующих коллегий либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требований о недопустимости повторного участия в рассмотрении одного и того же дела.
Председатель Верховного Суда РФ наделен широким кругом полномочий как процессуального, так и организационного плана. Как руководитель высшего органа, осуществляющего правосудие, Председатель Верховного Суда: имеет право вносить в Президиум Верховного Суда представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, вправе приостанавливать исполнение решений и определений по судебным делам; созывает и председательствует на заседаниях Пленума и Президиума Верховного Суда; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда по любому делу.
В организационном плане руководит работой Суда: распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Президенту кандидатов на судебные должности Верховного Суда и других федеральных судов общей юрисдикции; представляет Пленуму для утверждения составы судебных коллегий, кандидатуру секретаря Пленума, а также состав Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации; назначает и освобождает от должности с согласия Совета судей Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации являются одновременно председателями соответствующих коллегий, работу которых они возглавляют. Заместители Председателя образуют судебные составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях, представляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности соответствующей судебной коллегии. Они вправе председательствовать в судебных заседаниях, организовывать работу по обобщению судебной практики, контролировать работу аппарата соответствующей коллегии.
Аппарат Верховного Суда РФ имеет ряд основных и вспомогательных подразделений: отделы обобщения судебной практики и по работе с законодательством, организации приема населения, секретариат Президиума (на правах отдела), а также отдел кадров, планово-финансовые и хозяйственные подразделения, управление делами, архив и т.д.
Работники аппарата – государственные служащие: консультанты, инспектора, старшие и другие специалисты, младший обслуживающий персонал. Штатное расписание Верховного Суда, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждает Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
При Верховном Суде Российской Федерации функционирует Научно-консультативный совет. Правовой основой его деятельности является Положение о Научно-консультативном совете, утвержденное Постановлением Пленума Верховного Суда . Научно-консультативный совет является совещательным органом, в состав которого входят члены Верховного Суда, научные работники и представители других юридических ведомств.
Задачи Научно-консультативного совета состоят в изучении вопросов, возникающих в судебной практике, и разработке соответствующих рекомендаций. Совет обсуждает и высказывает свои рекомендации по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, законопроектам, подготовленным для внесения в Парламент страны, по проектам инструкций, методических писем и по другим документам, разрабатываемым в Верховном Суде Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации издает свой печатный орган – Бюллетень Верховного Суда РФ, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, наиболее сложные и важные дела, рассмотренные в Президиуме, Судебных коллегиях Верховного Суда РФ и в нижестоящих судах общей юрисдикции.
В 1997 г. при Верховном Суде Российской Федерации был создан Судебный департамент с системой своих органов в субъектах Российской Федерации и на районном уровне для организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

 

П. 3 ст. 13, ст. 14  Федерального конституционного закона  «О судебной системе  Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4825

Подробнее см. Гл.VII § 1 «Статус судей Российской Федерации».

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 28, ст.3394.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст.5. Упомянутые нормы закреплены в новом процессуальном законодательстве Российской Федерации См. п. 3 ч III, ст. 355 УПК РФ;  п. 3 ч I  ст. 337 ГПК РФ

Заметим, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не наделяются законом обязательной силой.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, № 7, с.8-10.