Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (в дальнейшем – суды среднего звена) являются федеральными судами общей юрисдикции . Организация и устройство судов среднего звена регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом «О судоустройстве РСФСР».
В соответствии с упомянутыми законодательными актами, все суды среднего звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую структуру и одинаковые полномочия. Ликвидация и образование этих судов, по смыслу конституционного законодательства, возможны только путем принятия федерального закона. Практика последнего времени идет именно в этом направлении . Так, Федеральным законом от 20 июля 2000 г. «О создании суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» уточнены границы юрисдикции суда на день вступления закона в силу. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации поручено принять меры по кадровому укомплектованию суда, Правительству Российской Федерации – обеспечить деятельность суда за счет средств федерального бюджета .
Различие в численном составе судов среднего звена зависит от объема работы, связанной, в том числе и с количеством районных судов, входящих в данный субъект Российской Федерации. Необходимые решения об изменении (увеличении) численного состава соответствующего суда принимает Председатель Верховного Суда Российской Федерации по предложению Судебного департамента, на который возложена обязанность разрабатывать научно обоснованные нормы нагрузки судей и работников аппарата судов .
Суды среднего звена судебной системы Российской Федерации, с одной стороны, призваны осуществлять функцию судебного надзора за судебной деятельностью районных судов, с другой – сами подлежат надзору со стороны Верховного Суда как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, место судов среднего звена Российской Федерации определяется их функциональной связью с нижестоящими звеньями судебной системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим органом – Верховным Судом Российской Федерации.
Суды среднего звена в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В качестве суда первой инстанции рассматривают уголовные дела о наиболее опасных преступлениях (ст.31 УПК РФ). К ним относятся дела о преступлениях, за совершение которых согласно Уголовному кодексу РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет. В частности, преступления против личности: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст.105 ч.2), похищение человека, совершенное организованной группой или повлекшее смерть потерпевшего (ст.126 ч.3), изнасилование, повлекшее заражение ВИЧ-инфекцией или смерть потерпевшей (ст.131 ч.3). Преступления против государственной власти (государственная измена, вооруженный мятеж, диверсия и др.), а также некоторые преступления против правосудия (ст. ст. 294-302).
В порядке гражданского судопроизводства по первой инстанции суды среднего звена рассматривают дела: связанные с государственной тайной; о прекращении или приостановлении деятельности некоторых общественных объединений (в основном межрегиональных и региональных); об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права граждан и организаций (например, признание забастовки незаконной, отказ в выдаче разрешения на выезд за границу и др.), а также споры, связанные с законностью решений и действий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в том числе по подготовке и проведению референдумов, выборов депутатов представительных органов власти Федерации и ее субъектов (ст. 26 ГПК РФ).
Помимо приведенного перечня суды этого уровня с соблюдением определенных, установленных законом условий, вправе принять к своему производству любое дело в том числе и из числа подсудных районному суду. Для передачи гражданского дела на первичное рассмотрение в суд среднего звена требуется согласие сторон. В уголовном судопроизводстве перенос рассмотрения дела по существу в более высокую инстанцию в виде исключения возможно в целях обеспечения своевременности, его разрешения и по некоторым другим причинам. Принятое решение может быть обжаловано в вышестоящий суд .
Суды среднего звена при осуществлении правосудия, выступая в качестве суда первой инстанции, рассматривают дела по общим правилам судопроизводства коллегиально  или единолично. Норма о рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех профессиональных судей вводится с 1 января 2004 г. До этого времени такие дела рассматриваются судьей единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого – коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.
С согласия подсудимого может быть рассмотрено с участием присяжных заседателей. Такой порядок судопроизводства первоначально был с 1 ноября 1993 года установлен для судов среднего звена в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Ивановской, Московской, Ростовской, Саратовской и Ульяновской областях . Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в редакции от 27 декабря 2002 года установлено поэтапное введение суда присяжных на всей территории Российской Федерации в течение 2002 - 2004 годов, в Чеченской Республике с 1 января 2007 г. (ст. 8) .
Производство в суде  присяжных ведется в общем порядке, с учетом особенностей, установленных действующим уголовно-процессуальным законодательством (Глава 42 УПК РФ).
Подготовительная часть судебного заседания включает отбор (не менее 20) кандидатов в присяжные заседатели; процедуру мотивированных и немотивированных (не менее 2-х каждой стороной) отводов и формирования коллегии присяжных заседателей: 12 основных и 2-х запасных.
Присяжные заседатели, входящие в коллегию открытым голосованием избирают старшину присяжных и принимают присягу.
В судебном заседании присяжные участвуют в исследовании всех обстоятельств уголовного дела и вправе задавать через председательствующего  вопросы допрашиваемым лицам.
Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. По окончании судебного следствия суд выслушивает прения сторон и председательствующий в письменном виде формулирует вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями.
Перед удалением присяжных в совещательную комнату председательствующий обращается к ним с напутственным словом, не выражая своего мнения по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.
Вердикт присяжных выносится в совещательной комнате и оглавляется старшиной присяжных. При вынесении вердикта о невиновности подсудимого председательствующий объявляет его оправданным. Обвинительный вердикт исследуется сторонами (без участия присяжных заседателей) с позиции квалификации содеянного подсудимым и назначения ему наказания. Приговор выносится председательствующим в судебном заседании.
Суды общей юрисдикции среднего звена судебной системы кроме осуществления правосудия по уголовным, гражданским, административным делам осуществляют ряд других полномочий судебной власти.
Так, в соответствии  со ст. 109 УПК РФ судья подсистемы судов среднего звена по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора или его заместителя, полномочен продлить срок содержания под стражей обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления до 18 месяцев.
Рассмотрение дел в кассационной инстанции судами среднего звена осуществляется по кассационным представлениям и жалобам на невошедшие в силу приговоры, решения, определения и постановления районных судов по уголовным и гражданским делам.
В кассационном порядке дела рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей, по докладу одного из них, в открытом судебном заседании, с участием прокурора, который дает заключение о законности и обоснованности приговора или решения. В заседании могут участвовать представители сторон и другие лица по приглашению суда. По результатам рассмотрения суд выносит определение об оставлении приговора (решения) районного суда в силе, либо об изменении его или отмене и возвращении дела на новое рассмотрение. Определение суда вступает в законную силу немедленно и может быть отменено (изменено) только в порядке надзора.
Кассационная деятельность – одно из важнейших полномочий судов среднего звена. Она позволяет исправлять ошибки, допущенные судами первой инстанции, и оказывает направляющее воздействие на их судебную практику.
В порядке судебного надзора суды среднего звена рассматривают по ходатайству указанных в законе лиц о пересмотре вступивших в силу приговоров и решений, постановлений и определений судов первой инстанции, а также  кассационных определений судебных коллегий судов среднего звена по этим делам .
Надзорная жалоба или представление направляются непосредственно в соответствующий суд областного звена и рассматриваются в течении 30 суток после ее поступления. Судья, изучивший жалобу или представление, принимает решение либо об отказе в  удовлетворении, либо о возбуждении надзорного производства.
Председатель суда среднего звена, а также Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не соглашаться с решением судьи об отказе в рассмотрении надзорной жалобы или представления, отменить принятое решение и направить дело на разрешение Президиума суда.
При рассмотрении в порядке надзора дел в Президиуме суда среднего звена принимают участие осужденный, защитник, законные представители а также  прокурор субъекта Федерации. По результатам открытым голосованием принимается постановление, которое отменяет, изменяет или оставляет в силе приговор (решение) суда.  Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставившей без удовлетворения, не допускается.
В состав суда среднего звена системы судов общей юрисдикции входят все судьи этого суда. Основные структурные подразделения суда среднего звена включают президиум суда, судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, с соответствующими судебными составами, аппарат суда и технический персонал, обслуживающий содержание судебных помещений. Возглавляет суд председатель суда, который имеет заместителей (Схема № 4).
Председатель суда осуществляет общее руководство деятельностью суда и наделен широким кругом полномочий процессуального и организационного плана, позволяющим направлять работу всех структурных подразделений суда (президиума, коллегий и аппарата), обеспечивая соблюдения принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Председатель суда и его заместители назначаются на должность указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет. Одно и тоже лицо может быть назначено на эту должность неоднократно, но не более 2-х раз подряд. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 2000 г. « Об исполнении полномочий председателей федеральных судов общей юрисдикции» установлено, что в случае прекращения полномочий председателя суда среднего звена, временное исполнение обязанностей возлагается на срок до одного года на первого заместителя, а в случае его отсутствия – на одного из заместителей со всеми правами, представленными ему законодательством .
Выполняя судебные функции, председатель суда среднего звена принимает участие в осуществлении правосудия. Он может председательствовать в судебных коллегиях по любому гражданскому или уголовному делу по первой или второй инстанции и приносит протесты на приговоры, решения, постановления и определения по судебным делам.
Осуществляя организационное руководство, председатель суда распределяет обязанности между своими заместителями, созывает и руководит работой президиума суда, обеспечивает организацию деятельность судебных коллегий, контролирует работу аппарата суда и судей по приему граждан, разрешению жалоб и заявлений и др.
Председатель суда представляет суд в отношениях с государственными органами и общественными организациями, направляет информацию и предложения в соответствующие органы по устранению нарушений законности и причин, их порождающих.
Определенные полномочия председателя суда связаны с деятельностью судейского сообщества. Он участвует в наделении полномочиями районных судей и в решении других вопросов, связанных с реализацией статуса судей .
Президиум суда среднего звена выполняет ответственные функции по осуществлению правосудия и организации работы суда. В его состав входят председатель суда, его заместители, руководители судебных составов и другие наиболее опытные судьи. Количественный состав президиума, с учетом объема работы, определяется и утверждается указом Президента Российской Федерации, по представлению Председателя Верховного Совета Российской Федерации.
Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе Председателя суда и считаются правомочными при участии в них более половины членов. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании. При рассмотрении судебных дел в заседании президиума должен участвовать прокурор субъекта Российской Федерации.
В качестве надзорной инстанции президиум рассматривает дела по представлениям, жалобам на вошедшие в силу приговоры и решения нижестоящих судов и на кассационные определения судебных коллегий данного суда.
Президиум рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда дело уже было предметом рассмотрения в кассационном и надзорном порядке в данном суде. Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются в тех случаях, когда они раньше были предметом рассмотрения президиума данного суда.
Судебные коллегии и входящие в них судебные составы судов среднего звена образуются президиумом суда. Основные структурные подразделения: судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам возглавляются заместителями председателя суда среднего звена.
Заместители председателя суда – председатели судебных коллегий организуют работу соответствующих коллегий и судебных составов, участвуют в качестве судьи при рассмотрении дел, контролируют работу аппарата коллегии и соответствующих составов. Председатели судебных коллегий председательствуют при рассмотрении дел по первой инстанции или в кассационном порядке или назначают для этого членов судебной коллегии, образуют судебные составы, представляют президиуму отчет о работе коллегии и выполняют ряд других функций.
Судебные составы, входящие в соответствующие коллегии, возглавляются наиболее опытными судьями, в соответствии с решением президиума суда. Количество судебных составов, организующих свою работу по территориальному принципу определяется в зависимости от числа районных судов, за деятельностью которых осуществляется судебный контроль и от объема работы, соответственно по уголовным и гражданским делам.
Аппарат суда среднего звена включает администратора суда и других государственных служащих (помощников председателя суда, консультантов, начальников отделов и других специалистов разных категорий , выполняющих работу в соответствии с функциями структурных подразделений), а также технический (обслуживающий) персонал.
Администратор суда организационно обеспечивает деятельность суда, принимает меры по подготовке и проведению судебных заседаний, взаимодействует с адвокатурой и другими правоохранительными органами по вопросам деятельности суда, организует поступление необходимых информационно-справочных материалов, работу транспорта, охрану здания суда и др.
Администратор суда среднего звена назначается и освобождается от должности начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховного Суде Российской Федерации по представлению председателя суда среднего звена, подчинен председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения .
Консультанты и помощники председателя суда и судей изучают поступившие жалобы и дела, составляют необходимые справки о действующем законодательстве, подготавливают проекты ответов на запросы, докладывают отдельные дела по поручению председателя суда и его заместителей, выполняют другую работу.
Заведующий канцелярией суда среднего звена руководит секретарями судебных коллегий, организуют прием посетителей, докладывает руководителю суда поступившую корреспонденцию, обеспечивает вызов присяжных заседателей, контролирует постановку работы в сфере делопроизводства.
Секретари судебных коллегий обеспечивают организацию работы коллегий, хранение судебных дел и иных материалов, извещают свидетелей и других лиц о назначенных слушаниях, оформляют дела после их рассмотрения и выполняют другую работу по указанию председателя коллегии – заместителя председателя суда среднего звена.
Секретари судебных составов ведут протоколы судебных разбирательств по первой инстанции, выписывают повестки, извещают прокуроров и адвокатов о предстоящих слушаниях, организуют доставку подсудимых.
Секретарь президиума обеспечивает делопроизводство президиума, оповещает участников о предстоящем заседании, оформляет результаты работы президиума.
Организация и основные методы работы в суде среднего звена по приему населения, рассмотрению жалоб и заявлений, обобщению судебной практики, систематизации и контролю за законодательством, ведению судебной статистики осуществляются в таком же порядке, с учетом объемов и характера деятельности данного суда, как и в районном суде, о чем подробно изложено в предыдущем параграфе.
Структура, численность сотрудников и штатное расписание аппарата суда общей юрисдикции среднего звена в пределах выделенных средств определяется президиумом соответствующего суда или председателем суда.

 

В Российской Федерации функционируют 20 Верховных судов республик, 6 краевых и 49 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов.

В проекте Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» предлагается именно такое решение проблемы образования и ликвидации судов.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 30, ст.3119.

См. п.6 пп. 7, 9, 10 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст.223.

См. упомянутое Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8.

Смотри Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля  1993 года // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 3, ст. 1314

Собрание законодательства РФ, 2001, № 52, ч. I, ст. 4924; 2002, № 52, ч. I, ст. 5137

Ходатайство прокурора называется надзорным представлением. Ходатайство отдельных участников именуются надзорными жалобами.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 7, ст.798. Заметим, что подобные вопросы решаются на законодательном уровне, что и предусматривается дополнением, внесенным 15 декабря 2001 г. в  Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 51 ст. 4825

Подробно об этом см. гл.VIII.

См. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы».

См. ст. ст. 18, 19 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Совете Российской Федерации».