Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей – в арбитражных судах .
Присяжные заседатели – граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом. .
Составление списков присяжных заседателей производится на основании представления руководителя суда областного звена руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда. Краевая, областная администрация дает соответствующее поручение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований, с указанием числа граждан, которые должны быть включены в список от данной территории.
Отбор ведется на основе списков избирателей методом случайной выборки. Из числа отобранных исключаются лица: не достигшие возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом полностью или ограниченно недееспособными; состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. О составленном списке органы местного самоуправления уведомляют граждан соответствующего муниципального образования.
Кроме того в случае подачи гражданам заявления из списков присяжных заседателей исключаются: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;   лица не способные по состоянию здоровья исполнить обязанности присяжного заседателя; лица, достигшие возраста 65 лет; лица, занимающие должность в органах государственной власти или местного самоуправления; военнослужащие; судьи; прокуроры; следователи; дознаватели; адвокаты; нотариусы; лица имеющие специальные звания в правоохранительных органах и священослужители.
Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на десять рабочих дней, а по истечении указанного срока, на все время рассмотрения дела. Присяжному заседателю за время исполнения его обязанностей выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада соответствующего судьи, но не менее среднего заработка по месту его основной работы, компенсируются транспортные и командировочные расходы. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы.
Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.
Правила разбирательства дела судом первой инстанции с участием присяжных заседателей, включая отбор скамьи присяжных, особенности судебного следствия, права и обязанности присяжных регулируются процессуальным законодательством (раздел XII, ст. ст. 324-353 УПК РФ).
Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст.8). Несколько ранее при введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации присяжные заседатели были допущены к рассмотрению арбитражных дел в порядке эксперимента. Пленум Высшего Арбитражного Суда утвердил Положение о проведении упомянутого эксперимента .
Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и некоторые другие, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» .
Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражно-процессуального кодекса РФ .


Действовавшие ранее нормы об участии в судопроизводстве народных заседателей в настоящее время отменены. Федеральный закон от 2 января 2000 года «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» утратил  силу: в части гражданского судопроизводства с 1 января 2003 года, в части уголовного с 1 января 2004 года // Собрание законодательства РФ, 2001, № 52, ч. I , ст. 4924, 2002, № 46, ст.4531

Федеральный закон от 25 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004, № 34, ст. 3528

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1996, № 11.

Собрание законодательства РФ, 2001, № 23, ст. 2288

Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3021