Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Общая характеристика правоохранительной деятельности

Российская Федерация, как это закреплено в Конституции, демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека как высшую ценность (ст.2).
Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.
Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты как верховенство Конституции, законов и соответствия им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.
Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка, как важнейшего фактора успешной практической работы, в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.
Президент Российской Федерации как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции Российской Федерации).
Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (п.п. «ж» и «з» ст.102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п.п. «д» и «е» ст.103).
Правительство Российской Федерации наряду с выполнением основной функции – руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п." «е» ст.114).
Министерства, федеральные службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, пункты 2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 27 августа 2004 г. в редакции от 15 марта 2002 г. обязывает Министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией Российской Федерации, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ст.72 Конституции Российской Федерации). К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от  4 августа 2000 г. , отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.
Особо отметим участие граждан и их общественных объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п.2 ст.45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст.14 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. в ред. От14 декабря 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» .
Изложенное выше применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в ред. 19 мая 1998 г. создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.
При федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах могут быть образованы общественные советы согласно Указу Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет президент российской федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Согласно п. 1 этого Указа в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» общественные могут быть образованы руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предложению совета Общественной палаты РФ.
Предложение совета Общественной палаты РФ об образовании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению. Общественный совет образуется в 2-месячный срок со дня направления совету Общественной палаты РФ уведомления руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти о согласии образовать общественный совет.
Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше участники выполняют меры по охране правопорядка. Однако существенным является то обстоятельство, что эта часть их функций не у всех определяет основное содержание их деятельности, ограничена в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.
Для того, чтобы из приведенного перечня выделить круг органов, основная деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т.е. таких, которые принято относить к правоохранительным органам, следует определить критерии, имманентно присущие правоохранительной деятельности. В соответствии со сложившимся пониманием существенные признаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим.
Для такого рода деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом; за проступки, не влекущие уголовное наказание – меры административного взыскания; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств – соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством и т.д.
Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.
Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, в рамках точно определенных процедур. Процедуры относятся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.
Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.
Таким образом, правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Из приведенного определения следуют два общих положения.
Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частная охранная деятельность); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, органы ФСБ) так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).
Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остаются неукоснительное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся:
принцип законности, в силу которого Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст.15 Конституции РФ);
приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст.2, гл.II Конституции РФ);
равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан он обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст.19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц дополнительно включает государственные гарантии единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст.8 Конституции РФ).


Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 36, ст3670

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст.3501; 2000, № 32, ст. 3330

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст.685

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст.1930; 1998, № 21, ст. 1930

Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 36. Ст. 3670.