Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Государственный служащий как потребитель информации

В основе деятельности государственного служащего лежат получение, анализ, выдача и эффективное использование информации.
Федеральной закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает право государственного служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Законом предполагается, что в целях реализации этого права государственный служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными средствами ее хранения и обработки. При этом органами государственной службы и местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями всех организационно-правовых форм деятельности и форм собственности должен быть установлен порядок запроса и получения информации государственным служащим (ст. 9).
Получать документированную информацию для исполнения своих обязанностей государственный служащий имеет возможность не только по запросу, но и путем посещения предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от их форм собственности. В ходе посещения государственный служащий может требовать необходимую справку, собирать материалы о состоянии дел, рассматривать жалобу и т.д.
Однако настаивать государственному служащему на выдаче ему информации следует в пределах предусмотренных законом норм.
Согласно закону об основах государственной службы, в обязанности государственного служащего входит рассмотрение обращений, заявлений и жалоб граждан, которые являются важным показателем текущих потребностей общественности. Порядок рассмотрения обращений на законодательном уровне пока не отрегулирован, поэтому данные вопросы регламентируются Указом Президента Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»1 в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Закону России от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»2.
Потребность общественности в публичном выражении своего мнения, в том числе по поводу деятельности органов государственного и муниципального управления, с развитием демократических отношений резко увеличивается. С ростом социальной активности гражданского населения органы государственной службы все чаще вынуждены опираться на документированную информацию, содержащую сообщения о событиях и фактах, с целью привнесения изменений в управленческие действия, связанные с отклонением деятельности отдельных государственных служащих от принимаемых государственных решений. С данной точки зрения важным и весьма актуальным является Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».
Указ направлен на выявление нарушений, неисполнения и ненадлежащего исполнения государственными служащими федеральных законов и указов Президента РФ, вступивших в силу решений суда. Согласно указу, руководители органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны в течение трех дней рассматривать сообщения, прошедшие в средствах массовой информации о нарушениях государственными служащими российского законодательства или неподчинении их решениям суда, и в двухнедельные сроки направлять в соответствующие СМ И и в Главное контрольное управление Президента РФ результаты рассмотрения указанной проблемы. В случаях подтверждения нарушений со стороны государственных служащих указом предусматривается передача материалов в органы прокуратуры и наложение разного рода дисциплинарных взысканий, начиная с отказа в представлении к награждению государственными наградами или премированием и до понижения государственного служащего в должности или лишения квалификационного разряда.
Данный указ — часть программы, в рамках которой в 1996-1997 гг. предполагалось разработать ряд проектов законов и других нормативных актов, обязующих государственных служащих не только предоставлять информацию СМИ и гражданам и гарантировать ее достоверность и точность, но и осуществлять контроль за деятельностью государственной службы.
Являясь потребителем информации, государственный служащий может вносить коррективы не только в свою собственную деятельность. Если средства массовой информации передали сведения, не соответствующие действительности, государственный служащий имеет право на опровержение и право на ответ. Оба этих права могут быть потребованы в течение года (однако следует помнить, что, согласно ст. 34 ФЗ «О средствах массовой информации»1, срок хранения материалов радио- и телепередач — один месяц со дня выхода в эфир, а журнала, где регистрируется программа или передача ? один год от даты последней записи в нем). Опровержение и ответ должны быть набраны тем же шрифтом, опубликованы на той же полосе, что и опровергаемое сообщение, под заголовком «Опровержение». На радио и телевидении опровержения и ответы должны пройти в то же время суток и в той же передаче. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать напечатанный материал и не может быть короче одной страницы машинописного текста для радио- и телепрограммы. Сроки появления опровержения и ответа следующие:
если СМИ выходит не реже одного раза в неделю — в течение десяти дней со дня требования опровержения или ответа, в иных СМИ — в ближайшем выпуске. Основаниями отказа в опровержении или ответе могут быть злоупотребления свободой СМИ, противоречие решению суда, анонимность и требование повторения уже прошедшего в СМИ опровержения или ответа.


1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 7. Ст. 144.

2 Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. С. 685.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.