Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Основные принципы (требования) законности

Под принципами (требованиями) законности следует понимать основные, исходные положения правовой деятельности общества и государства.
В современном отечественном правоведении в качестве принципов законности указывают следующее:
— всеобщность требований законности;
— верховенство закона;
— единство (единообразие) законности;
— гарантированность основных прав и свобод граждан;
— неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
— недопустимость подмены законности целесообразностью их противопоставления;
— связь законности и культуры.
Утверждение режима законности предполагает реализацию в общественной и политической жизни принципа: закон для всех один, перед законом все равны.
Законность — строгое соблюдение Конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Подобное определение законности логически вытекает из ч. 1 ст. 15 Конституции России, где говорится об обязанности соблюдения Конституции и законов органами местного самоопределения, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Важнейшее направление осуществления законности — обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам.
С этим тесно связан важный принцип Российской Федерации — единого экономического и правового пространства.
В Преамбулу Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) включено положение о необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения...», констатируется, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».
Конституции России и федеральному законодательству должны соответствовать правовые акты субъектов Федерации, изданные по вопросам их исключительного ведения.
Следует подчеркнуть, что верховенство федерального права обеспечивается и тем, что гражданские, уголовные, финансовые, коллизионные и другие наиболее важные сферы законодательства в силу ст.71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Это позволяет формировать на федеральном уровне основы правовой системы.
Провозглашение рядом конституций и уставов субъектов Федерации верховенства их законодательства не соответствует Конституции России.
Верховенство права является важнейшим принципом правового государства.
Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства нормативно-правовых актов; единстве юридической основы законности. Под единством законности следует понимать, что все законы государства имеют одинаковую силу на всей его территории. Широко известны слова В. И. Ленина: «Законность не может быть Калужская и Казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей Федерации Советских республик»1.
Вместе с тем следует иметь в виду, что нельзя не учитывать местных условий. Законность должна гарантировать определенную свободу действий субъектов Федерации, местных органов, способствовать развертыванию творческой инициативы. Единообразное понимание законности есть свидетельство высокой правовой культуры. Этот принцип не должен сковывать инициативы субъектов Федерации, местных органов самоуправления, в пределах полномочий, которыми они располагают в силу законности.
Неотвратимость наказания за совершение правонарушения состоит в том, что каждое совершенное правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении подвергнуты наказанию за содеянное. Ослабление борьбы с правонарушениями имеет опасные последствия. В России тенденция развития преступности вышла на уровень проблемы национальной безопасности. Исследователи проблем преступности отмечают, что ущерб причиненный преступностью в годы проведения реформ, вполне сопоставим с жертвами репрессий конца 30-х гг. XX в. Преступность приобретает все более организованный и агрессивный характер.
Предупредительное значение наказания обусловливается не его жестокостью, а неотвратимостью. Наказание должно быть справедливым. Суд обязан при назначении наказания учитывать все обстоятельства дела, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства, это не просто мера предупреждения, сочетающее в себе кару и воспитание. Наказание — это юридический и одновременно социальный институт государства, средство обеспечения законности и правопорядка. Государство заинтересовано в том, чтобы юридические и социальные последствия наказания могли помочь человеку вернуться на правильный путь, вновь стать полезным членом общества.
Связь законности и культуры состоит в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц. Связь законности и культуры приобретает особую актуальность в период строительства демократичного, правового государства. Она проявляется в различных формах и направлениях, начиная с подготовки законопроектов, применения на практике принятых норм права и заканчивая правовым воспитанием и повышением правосознания населения. Законность служит важным средством развития и охраны завоеваний культуры. По мере повышения культурного уровня населения законность становится все более существенным фактором культурного строительства. Высокая культура образованных и организованных людей является главной предпосылкой строгого проведения в жизнь требований закона. Высокая правовая культура предполагает не только формально хорошее знание норм права но глубокое уважение к законам.
Соблюдение принципов законности, будучи органично связанным с соблюдением культуры управления в целом, зависит от уровня правовой подготовки кадров государственного аппарата и правового воспитания населения. Важным фактором формирования культуры, в том числе правовой, является подготовка государственной программы укрепления законности и правопорядка в стране. Необходимо также иметь актуализированную программу совершенствования законодательной базы с тем, чтобы в предельно сжатые сроки вносить принципиальные изменения, дополнения в действующее законодательство, обновлять его.


1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 198.