В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов.
Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации.
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию.
Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австрией и Венгрией. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.
Империя — сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса, и империя представляет собой унитарное государство. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние, присоединение одного государства к другому) — последние виды уний рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией — присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 г.
Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение) — постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства сохраняют свою международную правосубъектность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве.
Конфедерация — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, конфедерация в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) расспались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.
Наиболее известны две конфедерации — североамериканская и швейцарская.
Признаки, характерные для конфедерации:
1. Договорная форма образования. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии чаще всего рассматривается как подрывающая целостность государства, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее, т. е. никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
4. Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
13. В конфедерации нет союзного гражданства.
14. В конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.
Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г. С 1958 по 1961 г.г. конфедерацию составляли Египет и Сирия, а с 1982 по 1988 г. — Гамбия и Сенегал. Опыт истории конфедераций свидетельствует, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства Как уже было сказано ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде нет. Вместе с тем единственной конфедерацией в современном мире называют Европейский Союз (ЕС).
Европейский союз — межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства, возникшее в 1993 г., на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств — членов Европейского сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он дополнен соответствующими протоколами и заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС основано на договоре, совместной внешней политике и политике в области международной безопасности, а так же на сотрудничестве во внутренней и правовой политике. Целями ЕС являются:
— образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза и создание единой валюты;
— утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем проведения совместной внешней политики; политики в области безопасности и оборонной политики;
— развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
— сохранение и приумножение общего достояния.
— Органами ЕС являются: Европейский Совет, Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд.
Содружество государств — это весьма редкое, достаточно аморфное, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.
Объединяющие их признаки могут касаться:
— экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица);
— права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина);
— языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства);
— культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогашением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов);
— религии.
Таблица 1
Основные отличия конфедерации от федерации
Федерация |
Конфедерация |
Правовой основой является конституция, договор может быть только в начале |
Правовой основой является договор |
Государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство |
Международно-правовое объединение, нового государства нет |
Территория федерации едина |
Нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств |
Имеет единое гражданство |
Нет гражданства, но могут устанавливаться нормы обеспечивающие единство статуса личности |
Имеет единые (федеральные) органы государственной власти |
Отсутствуют единые органы государственной власти, создаются координационные органы для ведения общих дел |
Приоритет актов федерации над актами субъектов Федерации. Акты субъектов Федерации должны соответствовать актам федерации |
Решения координационных органов должны быть ратифицированы (существует принцип нулификации – непризнания действия) |
Единые вооруженные силы |
Существуют армии отдельных государств - членов конфедерации, могут быть объединены под общим командованием |
Единые налоги, устанавливаемые федерацией |
У каждого члена конфедерации своя налоговая система, источником средств являются взносы членов конфедерации |
Единая денежная система |
У каждого члена конфедерации своя валюта, могут начаться процессы сближения валют |
Единая экономическая политика и единое руководство ею |
Имеет место координация, начало регулирования |
Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества — полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество как объединение государств может носить переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза.
Британское содружество наций — это объединение независимых суверенных государств, возникших в результате распада Британской колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих интересов и в целях содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 г. в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация принципов Содружества (Сингапур, 1931) подтвердила добровольный характер Содружества действующего на принципах консенсуса. Британское содружество состоит из 30 республик и 21 монархии. Науру и Тувалу имеют статус «особых членов». Эта форма членства, освобождает их от обязательных взносов при сохранении возможности участия в программах технической помощи. Шестнадцать монархии признают в качестве главы государства британского короля, представленного в этих странах генерал-губернатором; пять монархий имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества. Структура Британского Содружества Наций:
— глава Содружества (Британский монарх);
— конференция Содружества;
— встреча на уровне министров;
— комитет высших должностных лиц (разработка политической стратегии);
— руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по управлению технологией;
— финансовый комитет, финансовый подкомитет (разработка и одобрение бюджета);
Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование);
— секретариат.
Главой Содружества наций и ее символом является британский монарх.
Содружество независимых государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного в Минске 08.12.91 г. представителями трех республик СССР: РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Устав СНГ принят в г. Минске 22.01.93 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, и иных областях. Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов распавшегося СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. В настоящее время членами СНГ являются 12 бывших республик СССР. Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является Минск. Некоторые государства- участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов. Так, например, Россия и Беларусь подписали соглашение о создании Сообщества суверенных республик; учрежден Таможенный Союз в составе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.
Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государства, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества).
В Сообщество могут входить ассоциированные члены — государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других барьеров.
Особо необходимо заметить появление такой формы государственного устройства как региональное государство — вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны, как Италия, ЮАР, Испания.