Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Современные черты унитарного государства

В результате исторической эволюции сложились современные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты, но все они обладают единством следующих признаков:
1. Отсутствие в составе государства территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. В унитарных государствах только один субъект обладает государственностью — само государство. Оно является единым политическим центром общества, только ему присущ государственный суверенитет.
2. Действие единой системы высших государственных органов. В унитарных государствах высшими органами государственной власти являются только центральные политические учреждения: глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные же и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.
3. В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Этот принцип не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
4. Унитарная форма устройства государства ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением местных дел неполитического характера. К ведению данных органов обычно относятся местные городские и сельские ярмарки, благотворительные учреждения, санитарные и больничные службы, ремесленное и профессиональное обучение, туризм и гостиничное дело, транспорт, дорожные и водопроводные работы, сельское хозяйство и леса, охота, рыбная ловля; управление в области охраны окружающей среды; музеи, спорт и досуг и т.д.
5. Унитарные государства всегда в своих основных законах закрепляют принцип единства и неделимости территорий.
Речь идет о запрете на сецессию, отделение территорий от государства. И здесь важно различать право на сецессию и право на самоопределение народа. Запрет на сецессию не означает отказ народам в праве самоопределения. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение фактически возникшего, учрежденного народом государства. Но до тех пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального государства. И совершенно очевидно, что реализация права народов на самоопределение, в унитарном государстве имеет менее легитимный характер, нежели в федеративном.
6. В унитарном государстве устанавливается единое гражданство. Никакие автономные или территориальные образования не имеют право вводить свое гражданство помимо общегосударственного.
Вышеперечисленные принципы государственного устройства в совокупности и создают такой организм, как унитарное государство.
Как уже было отмечено, унитарные государства не одинаковы по своей форме и помимо общих принципов построения имеют ряд индивидуальных особенностей. Присущая всем унитарным странам централизация может проявляться в различных формах и в разной степени. В одних странах вообще отсутствуют муниципальные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными агентами центральной власти (Египет, Турция, Япония, Таиланд). Такие государства относятся к централизованным. В других странах (Болгария, Франция) наряду с местными выборными органами самоуправления действуют и представители центральной власти. Это относительно децентрализованные страны. Есть государства, где совсем нет назначаемых на места представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. В таких странах особенно развито местное самоуправление и они относятся к децентрализованным унитарным государствам (Великобритания, Новая Зеландия, Испания, Италия).
Основную проблему преодоления центробежных тенденций в государственном развитии унитарные страны решают с помощью образования автономий. Автономия — это наделение территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. Различают несколько видов автономий:
— автономии, образованные по национальным признакам. Этот тип автономий создается на территориях с особенностями национального состава населения. Например, страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос — баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев и галисийцев. По такому же принципу выделены автономии в Великобритании — Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Крым на Украине, автономия арабов на территории Израиля.
— автономии административно-территориальные. Кратко о них уже говорилось в связи с децентрализованным унитарным государствами. Это предоставление крупным территориальным единицам некоторой самостоятельности в решении местных дел.
Права автономий могут быть зафиксированы в Основных законах государства. Иногда автономии сами разрабатывают статуты, закрепляющие их права. Но, несмотря на это, права автономий всегда являются производными, а не собственными, т. е., источником этих прав является акт власти государства, центра. Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Несмотря на возможные широкие права автономий, унитарное государство всегда закрепляет в законах процедуры воздействия центральной власти на эти относительно самостоятельные образования.
Унитарным государствам присуща еще одна особенность — это структура парламентов. В основном здесь действуют однопалатные парламенты. Сегодня, когда бикамерализм подвергается большой критике со стороны многих государствоведов, тем более не понятно наличие двух палат в некоторых унитарных государствах (Великобритании, Италии, Польши). Обычно этот факт связан с историческим развитием того или иного государства. Критикуя структуру английского парламента, видный идеолог лейборизма С. Криппс заметил, что если необходимо достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной, — в этом случае она не что иное, как дубликат первой — либо она не представляет народа в целом — в этом случае она не должна иметь место в подлинно демократическом парламенте.
Несмотря на сильное действие центробежных сил унитарные государства доказали свою устойчивость, сохранившись как форма государственного устройства.
Естественный процесс стремления частей унитарного государства к большей самостоятельности приводит сегодня к образованию автономий, расширению их прав.
Будущее унитаризма, вектор движения лежит именно в направлении разумного сочетания централизации, четкой вертикали власти и самостоятельности местного самоуправления. Все унитарные государства можно подразделить:
а) на простые или сложные
Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
б) на централизованные — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками, т. е. подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан); децентрализованные — на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы, т. е. такие, где региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия) и на относительно централизованные (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами