Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


4. Функции государства. Функции современного российского государства

В определениях понятия государства и государственной вла­сти отражены их сущность и социальное назначение. Но далее возникает вопрос о том, как и в чем проявляется сущность го­сударства, что оно должно делать конкретно, на чем сосредото­чиваются усилия его органов и учреждений в отдельные перио­ды развития государства и государственной власти.
Ответы на поставленные вопросы связаны с разработкой по­нятий типа и формы государства, функций государства, меха­низма государства и государственного аппарата. Все эти поня­тия тесно связаны друг с другом и призваны отражать взаимо­действие отдельных сторон и компонентов государства и госу­дарственной власти, в которых проявляется их целостность.
Под функциями понимают объективно необходимые направле­ния в деятельности государства, его реализующиеся свойства.
Каждое государство выполняет свои специфические функ­ции; с этим связаны и способы анализа функций государства.
В советской научной литературе анализу функций государства посвящено значительное число научных исследований, сре­ди которых можно выделить и исследования монографическо­го характера. Обосновывалась необходимость разграничения задач (целей), определяющих содержание функций государства и функций государства как основных направлений его деятельно­сти. Много внимания уделялось классификации функций, предметному изучению конкретного содержания и форм, спо­собов их осуществления. Ю.А. Тихомиров и Л.А. Морозова предлагали включить в определение функций государства, на­ряду с основными направлениями деятельности государства, и механизмы государственного воздействия на общественные процессы, а к самим функциям подходить с учетом генераль­ной тенденции саморегулирования общества, которое берет на себя большой объем дел. У государства остается меньший и яв­но обновленный набор функций. В способах их осуществления предлагается также усилить жесткость при установлении и взи­мании налогов, установлении правил конкуренции обеспече­нии экономической и иной безопасности и, наоборот, мягко и гибко стимулировать производство, поддерживать социально-культурные инициативы.
В теории социалистического государства вопрос о функциях занимал большое место, что было связано с имевшим место огосударствлением нашего общества. Об этом свидетельство­вал конкретный набор функций государства и их классифика­ция, которые были даны в научной литературе и представлены многочисленными точками зрения по каждому отдельному во­просу.
Во-первых, проводилось жесткое разграничение функций эксплуататорских и социалистических государств, поскольку функции государства прямо связывались с его классовой сущ­ностью и рассматривались как ее непосредственное выраже­ние. Происходящее ныне изменение представлений о сущнос­ти государства, отражаемое в его определениях (о чем уже гово­рилось выше), не может не отразиться и на вопросе о функци­ях государства.
В советской юридической литературе все функции социали­стического государства классифицировались на основе такого общего признака, как сфера их реализации: все функции госу­дарства подразделялись на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относили: временную функцию по­давления сопротивления эксплуататорских классов в переход­ный от капитализма к социализму период; хозяйственно-орга­низаторскую функцию, охватывавшую почти полностью все народное хозяйство огромной страны, работавшее на основе единого народно-хозяйственного плана; охрану социалистиче­ской собственности, прав, свобод граждан, социалистического правопорядка; культурно-воспитательную функцию, регулиро­вание меры труда и потребления; охрану окружающей среды.
Кроме того, анализировались и внешние функции: обороны страны, мирного сосуществования и борьбы за мир, поддержки национально-освободительных движений в зарубежных стра­нах, братского сотрудничества и взаимопомощи государств ми­ровой системы социализма. Специальные исследования были посвящены почти каждой отдельной функции государства. При этом уделялось внимание таким проблемам, как разграничение функций государства и отдельных органов, организационные и правовые формы реализации функций государства.
Таким образом, складывалась своеобразная теория функций социалистического государства.
Перечисленные выше функции социалистического государ­ства были ориентированы на поэтапное осуществление указан­ной выше цели. Изменение этой цели предполагает формиро­вание новой системы функций, новые организационные струк­туры, способы и приемы осуществления функций.
Функции государственной власти тесно связаны с формиро­ванием и развитием ее основ. В современных условиях (в том числе и в России) наряду с другими классификациями функций особое значение приобретает их подразделение на общие и спе­циальные. К числу общих относятся:
— экономическая — создание условий для развития рыноч­ных отношений;
— политическая — консолидация общества, гармонизация интересов социальных субъектов; направление деятельности по утверждению в обществе социальной справедливости;
— социальная — социальная поддержка населения, развитие сферы социальных услуг, культурно-воспитательная деятельность;
— юридическая — нормативное регулирование важнейших сфер жизни общества, охрана закрепленных в законах прав и свобод граждан, форм собственности, обеспечение законности и правопорядка;
— экологическая — обеспечение воспроизводства природы, поддержание закономерных связей между ее компонентами;
— обороны, обеспечения мира и поддержки мирового поряд­ка, экономического и культурного сотрудничества со всеми странами.
К числу специальных функций относятся: налогообложение и взимание налогов, организация борьбы с терроризмом, кон­троль, организация борьбы с коррупцией и др.