Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.).
В последние годы в литературе высказана и иная точка зрения. В частности, М.В.Лушникова и А.М.Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно-интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно защиту человеческого достоинства. Речь идет о восстановлении социального статуса лица. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в обеспечении условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М: Юстицинформ, 2008. С.498-502.).
«Материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально-обеспечительные блага – неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица» (Там же. С.502.).
Однако с такой позицией трудно согласиться. В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и другие личные неимущественные права закреплены в Конституции РФ и составляют основу правового статуса личности. Но для реализации этих прав необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Этому способствуют конституционные гарантии, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты, в частности, право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.
В материальных правоотношениях по социальному обеспечению создаются условия для свободного осуществления права каждого человека на жизнь, здоровье и достоинство личности, Но объектом этих правоотношений являются именно материальные блага. Очевидно, что в современных условиях преждевременно говорить о наличии в нашей стране адекватных условий для достойной жизни, поскольку ничто так не унижает человеческое достоинство как крайне низкие размеры трудовых пенсий, не достигающие величины прожиточного минимума пенсионера. Никакие социально-педагогические, социально-психологические и другие услуги, являющиеся по своей социально-экономической сути материальными благами, не могут этого компенсировать, а тем более восстановить социальный статус лица, пострадавшего от социального риска. Кроме того, социальный статус лица, т.е. его положение в обществе определяется материальными условиями его жизни, которые прямо зависят от наличия собственности и рода занятий (работа по найму, индивидуальная предпринимательская деятельность, государственная служба и т.п.).
В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.
Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.
Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.
Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.
Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пенсии за выслугу лет; социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)
Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.
Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице; малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.
Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.
Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.
Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услу г. Услуга – это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.
Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг могут быть самыми разными: 1) полезные действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.); 2) натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства,- в домах ночного пребывания и пр.).
Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Преобразования состояли главным образом в перераспределении обязанностей по финансированию льгот между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В результате произошло разделение получателей льгот на «федеральных и региональных льготников», которое вызвало их резкое недовольство среди населения, а также критику со стороны специалистов.
Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного характера (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг). Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости.
В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки», что отнюдь не одно и то же.
По мнению М.В.Филипповой, социальные льготы предоставляются в тех случаях, когда «реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя…А это означает, что льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение» (Филиппова М.В. Право социального обеспечения России. Учебник. М: Юристъ, 2006. С.411-412.).
Однако с такой позицией нельзя согласиться, поскольку законодательство устанавливает как организационные, так и материальные льготы (например, скидки для инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг).