Особого внимания заслуживает вопрос об оценке наследственного имущества. Ранее действовавшая Инструкция о порядке совершения нотариальных действий 1987 г. специально указывала на оценку каждого предмета как обязательную составную часть акта описи. В Гражданском кодексе РФ оценке наследства при производстве описи придан факультативный характер (абз. 3 п. 1 ст. 1172).
Изменение характера оценки наследства при его описи вызывает недоумение. Ведь необязательность оценки лишает возможности использовать ее при определении вознаграждения за осуществление мер по охране наследства (как это предусматривалось Инструкцией 1987 г.) и для дальнейших фискальных целей. Более того, такая оценка не будет иметь никакого значения и для целей раздела наследства, который в силу п. 1 cт. 1165 ГК РФ производится по соглашению между участниками общей долевой собственности на соответствующее имущество - т.е. наследниками, принявшими наследство (а не только присутствовавшими при описи), которые, договариваясь о разделе, вправе "переоценить" наследство по своему усмотрению. По нашему мнению, в тех случаях, когда проведение оценки наследственного имущества является необходимым, в частности, в связи с потребностью последующего заключения в отношении этого имущества возмездных договоров хранения или доверительного управления, а заявление лиц, перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 1172 ГК РФ, по каким-либо причинам получить не представляется возможным, соответствующая оценка должна быть произведена по инициативе нотариуса с последующим распределением связанных с оценкой расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них наследства.
Оценка наследственного имущества производится по соглашению между наследниками в случае, когда такой оценки потребует исполнитель завещания, кто-либо из наследников или присутствующий на описи представитель органа опеки и попечительства. Гражданский кодекс РФ подробно урегулировал порядок оценки при отсутствии согласия между наследниками - в этом случае оценка производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них имущества (абз. 3 п. 1 ст. 1172 ГК РФ).
Оценочная деятельность направлена на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" *(175)). Независимость оценщика означает недопустимость проведения оценки лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки или состоящим с таким лицом в близком родстве или свойстве, а также установление запрета на вмешательство любого иного заинтересованного лица в деятельность оценщика. В качестве оценщиков могут выступать юридические лица, а также физические лица (индивидуальные предприниматели), получившие в установленном порядке соответствующие лицензии. В то же время необходимо иметь в виду, что действующее законодательство в отношении некоторых объектов прямо указывает на органы и организации, осуществляющие соответствующую оценку. Это касается жилых строений и жилых помещений, оценка которых возложена на государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, а также земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, оценка которых осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.