Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Некоторые особые условия космической деятельности

Космическая деятельность непрерывно расширяется по мере раз­вития научно-технических возможностей исследования и использова­ния космического пространства, что порождает новые потребности в международно-правовом регулировании такой деятельности и, с уче­том соответствующих обязательств государств, и в регулировании их национальным правом.
В то же время ряд положений Договора о принципах космической деятельности требуют определенной конкретизации.
Так, государство, в регистр которого записан объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию (властные право­мочия) в отношении таких объектов, включая их экипаж во время нахождения в космическом пространстве. Поэтому регистрация косми­ческих объектов приобретает весьма существенное значение.
С учетом этого была разработана и заключена Конвенция о реги­страции объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.
Конвенция устанавливает:
a) термин «запускающее государство» означает: государство, кото­рое осуществляет или организует запуск космического объекта, и го­сударство, с территории которого или из установок которого осущест­вляется запуск космического объекта;
b) термин «космический объект» включает составные части косми­ческого объекта, а также средства доставки его и его части;
c) термин «государство регистрации» означает запускающее госу­дарство, в регистр которого занесен космический объект в соответствии со ст. II Конвенции.
Согласно этой статье, когда «космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство», запус­кающее государство регистрирует этот космический объект путем за­писи в свой соответствующий регистр и информирует Генерального секретаря ООН о ведении такого регистра.
Генеральный секретарь ООН, в свою очередь, ведет регистр, в ко­торый заносится информация, предоставляемая запускающим госу­дарством.
Вышеуказанные положения распространяются также на любую межправительственную организацию, которая осуществляет косми­ческую деятельность с соблюдением соответствующих положений Конвенции, установленных в ее ст. VII.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. содержит важные положения, касающиеся принципов космической деятельности государств в соответствии с Договором 1967г.
Соглашение объявляет небесные тела и их природные ресурсы «общим наследием человечества» и предусматривает необходимость установить специальный режим эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел, когда «будет очевидным, что такая экс­плуатация станет возможной в ближайшее время».
В соглашении также предусмотрено, что поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресур­сы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправитель­ственной организации или неправительственного учреждения или лю­бого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.
В то же время Соглашение предусматривает, что государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех го­сударств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. Но желательно предоставление таких образцов в рас­поряжение других заинтересованных государств и международного на­учного сообщества для проведения научных исследований.
Разрешается также использование минеральных и других веществ Луны и иных небесных тел для поддержания жизнедеятельности экс­педиций.
Соглашение требует от государств принимать меры по предотвра­щению внесения неблагоприятных изменений в окружающую природ­ную среду Земли как вследствие доставки внеземного вещества, так и каким-либо иным путем.
Этой же цели служат положения Конвенции о запрещении воен­ного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., запрещающие применение любых на­учно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия .на погоду и климат Земли, если такие средства могут вызвать долго­срочные разрушительные или губительные для природы последствия.
Согласно Договору о принципах 1967 г., государство, в регистр кото­рого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраня­ет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Это означает, в частности, что юрисдикция государства запуска распространяется на экипаж запущенного объекта, независимо от гражданской принадлежности его членов.
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. предусматривает обязанность каждой его стороны, которая по­лучает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершает вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находя­щейся под ее юрисдикцией, в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедлен­но сообщает власти, осуществившей запуск, или немедленно сообщает об этом для всеобщего сведения, а также информирует об этом Гене­рального секретаря ООН для тех же целей.
Если экипаж космического корабля приземлился на территории данной стороны Соглашения, она незамедлительно примет все возмож­ные меры для его спасения и оказания ему всей необходимой помощи. Экипаж корабля должен быть также в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществивших запуск.
Если каждая сторона Соглашения, которая получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части воз­вратились на Землю на территории, находящейся под ее юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, она информирует об этом власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. Каждая сторона, в пределах юрисдикции которой обнаружен косми­ческий объект или его составные части, по просьбе властей, осущест­вивших запуск, и с их помощью, если их попросят, принимает такие меры, которые она сочтет практически осуществимыми для спасения этого объекта или его составных частей.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами, 1972г. устанавливает, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенса­ции за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответ­ственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций.
Термин «космический объект» охватывает составные части косми­ческого объекта, средства его доставки, а также его части.
Разумеется, выше приведены лишь некоторые существенные поло­жения соответствующих общих международных договоров, регулиру­ющих космическую деятельность, без их детализации и возможных исключений.
По-прежнему острой и не решенной является проблема договорно­го установления границы между воздушным и космическим простран­ствами.
Существенные разногласия существуют между государствами по поводу условий непосредственного телевизионного вещания через спутники для населения государств, которых это касается, в частности об условиях ограждения их народов от попыток использовать такое вещание в целях вмешательства во внутренние дела государств, обо­стрения взаимоотношений между ними.
Весьма существенные проблемы остаются не до конца решенными применительно к правовым принципам дистанционного зондирования Земли из космоса, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 г., когда речь идет о таком зондировании территории иностранных государств. Эти принципы полностью не решают проблем заинтересо­ванных иностранных государств, касающихся неиспользования дан­ных об их природных ресурсах вопреки их законным правам и интере­сам.
В 1975—1976 гг. возникла весьма острая проблема, касающаяся правового регулирования условий использования геостационарной ор­биты, в связи с тем, что группа государств заявила о своих особых правах, вплоть до осуществления своего суверенитета, в отношении участков геостационарной орбиты, расположенных над их территория­ми. Указанные претензии экваториальных стран были отвергнуты дру­гими государствами, но в договорном порядке вопрос о геостационар­ной орбите не урегулирован.
Выше обозначены лишь некоторые проблемы, требующие сущест­венных усилий и сотрудничества всех государств в целях их урегули­рования на справедливой и взаимоприемлемой основе. Однако это лишь малая часть таких проблем. Возникнут, очевидно, и новые, ибо развитие научно-технических возможностей требует адекватного им международно-правового регулирования космической деятельности.