Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


А. Взаимоотношения между государствами

Дипломатическое право возникло и развилось как обычное право в практике взаимоотношений между государствами, долгое время яв­лявшимися единственными субъектами международного права. Они и ныне осуществляются специальными органами внешних сношений, направляемыми одним государством в другое, чтобы представлять по­сылающее государство в принимающем.
Такими органами внешних сношений являются постоянные дип­ломатические представительства, учреждаемые по взаимному согла­сию государств, и специальные (временные, ad hoc) миссии, направ­ляемые государством в другое государство также по их взаимному со­гласию для выполнения определенной задачи, согласованной посыла­ющим и принимающим государствами (главным образом для ведения переговоров).
Нормы, относящиеся к постоянным дипломатическим представи­тельствам и к специальным миссиям, кодифицированы ныне в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвен­ции о специальных миссиях 1969 г.
Функции дипломатического представительства состоят, в частнос­ти: в представительстве посылающего государства в государстве пре­бывания; в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом); в ве­дении переговоров с правительством государства пребывания (в ши­роком смысле — с главой государства и правительства, с министерст­вом иностранных дел и другими компетентными органами); в выясне­нии всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству; в поощре­нии и развитии дружественных отношений между посылающим и при­нимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений.
Функции специальной миссии — представлять посылающее госу­дарство в государстве пребывания и осуществлять иные функции, оп­ределенные по взаимному согласию посылающим и принимающим го­сударствами с учетом задач специальной миссии.
Представлять посылающее государство в составе постоянного дип­ломатического представительства управомочивается его глава — лицо, на которое посылающее государство возложило обязанность действо­вать в этом качестве. Главы представительств подразделяются на три класса: класс послов или эквивалентных им лиц, именуемых иначе (нунции, верховные комиссары и т.п.); класс посланников (интернун­циев), аккредитуемых (назначенных представлять) посылающим госу­дарством при главе принимающего государства; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министре иностранных дел.
На назначение главы дипломатического представительства запра­шивается агреман (согласие) принимающего государства, после чего он снабжается верительными грамотами, удостоверяющими его назна­чение. Они вручаются лицу, при котором глава представительства акк­редитован.
Представлять посылающее государство в составе специальной мис­сии назначается одно лицо или несколько лиц, именуемых представи­телями посылающего государства. Из их числа это государство может назначить главу специальной миссии.
В состав дипломатического представительства может входить дип­ломатический персонал — лица, имеющие дипломатический ранг (со­ветник-посланник, советник, первый, второй и третий секретарь, атта­ше, секретарь-архивариус), военный, военно-морской и военно-воз­душный атташе, а также административный и обслуживающий пер­сонал.
В состав специальной миссии может также входить дипломатичес­кий, административно-технический и обслуживающий персонал.
Члены дипломатического персонала осуществляют по поручению главы дипломатического представительства или специальной миссии определенные функции по представлению посылающего государства во взаимоотношениях с принимающим.
Члены административно-технического и обслуживающего персонала выполняют функции по соответствующему обслуживанию дипломатического представительства или специальной миссии.     
Порядок назначения членов дипломатического, административно- технического и обслуживающего персонала и их численный состав определяются по соглашению между посылающим и принимающим го­сударствами. Принимающее государство может в любой момент объ­явить члена дипломатического персонала persona non grata — лицом, не пользующимся его расположением, а члена иного персонала —   лицом неприемлемым, т.е. требовать отзыва таких лиц посылающим  государством из состава представительств или специальной миссии.
Поскольку дипломатическое представительство или специальная миссия осуществляют свою деятельность на территории принимающе­го государства, они с учетом их представительного характера и функ­ций должны пользоваться иммунитетом от его юрисдикции. То же касается и их персонала.
О существе иммунитета государства как принципе (общей норме) международного права (неимперативного характера) говорилось ранее (см. гл. V).
К числу иммунитетов дипломатических представительств и специ­альных миссий относятся, в частности:
неприкосновенность их помещений; иммунитет таких помещений и находящегося в них имущества, а также средств передвижения от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;
неприкосновенность архивов и документов в любое время и неза­висимо от их местонахождения.
Иммунитетом от юрисдикции принимающего государства пользу­ется также имущество, права и интересы, которыми дипломатические представительства и специальные миссии владеют и пользуются на территории принимающего государства.
К числу иммунитетов дипломатических агентов (глава дипломати­ческого представительства и члены его дипломатического персонала), представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала относятся, в частности:
неприкосновенность их личности (не подлежат аресту или задер­жанию в какой бы то ни было форме);
неприкосновенность личного помещения, бумаг, корреспонденции и имущества;
иммунитет от уголовной и (с некоторыми исключениями) от граж­данской и административной юрисдикции государства пребывания.
Члены административно-технического персонала пользуются им­мунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и им­мунитетом от гражданской и административной юрисдикции в отно­шении их действий, совершенных при исполнении ими своих обязан­ностей.
Указанные иммунитета предоставляются также членам семей пользующихся иммунитетами лиц, живущим вместе с ними.
Кроме иммунитетов дипломатические представительства и специ­альные миссии (и члены их персонала) пользуются в соответствии с международным правом также определенными привилегиями.
Привилегии — это некие льготные условия деятельности иностран­ных представительных органов (и их персонала), которыми обычно не    пользуются национальные юридические или физические лица и которые учитывают официальный международно-правовой статус таких органов и предоставляются им на взаимных началах в целях содейст­вия успешному осуществлению ими своих функций и правомочий.
Такими привилегиями являются, в частности:
право представительных органов иностранного государства сво­бодно поддерживать сношения для всех официальных целей с прави­тельством посылающего государства и с его другими зарубежными органами внешних сношений всеми подходящими средствами, вклю­чая дипломатических курьеров, закодированные или шифрованные де­пеши, а также с согласия государства пребывания пользоваться радиопередатчиком и другими электронными средствами связи;
освобождение представительных органов от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений, занимаемых этими органами, кроме платы за конкретные виды обслуживания;
право ввозить с освобождением от всех таможенных пошлин, на­логов и сборов (за некоторыми исключениями) предметы, предназначенные для использования представительством;    право представительства и его главы вывешивать флаг и эмблему посылающего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, и на средствах передвижения, которыми поль­зуется глава представительства.
Дипломатические агенты, представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала поль­зуются, в частности, следующими привилегиями:
свободой передвижения по территории государства пребывания (с  предусмотренными исключениями);
освобождением от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за неко­торыми исключениями);
освобождением от всех трудовых и государственных повинностей, .независимо от их характера, а также от военных повинностей (таких,  как реквизиции и военный постой);
правом ввоза с освобождением от таможенных пошлин, налогов и  сборов предметов, предназначенных для личного пользования указан­ных лиц и членов их семей;
освобождением от досмотра личного следующего с ними багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, запрещенные для ввоза или вывоза.
Принимающее государство должно, кроме того, предоставлять ор­гану иностранного государства все возможности для выполнения им функций представительства.
Возможности — это некие блага или преимущества, которые госу­дарство пребывания, если в том есть необходимость, может или должно помочь получить иностранному государству в лице его представитель­ных органов и их персонала.
В частности, речь идет о содействии в приобретении или в найме помещений представительства либо жилых помещений для сотрудни­ков, в предоставлении преимущественного права отправки различного рода официальных депеш и прочих отправлений, преимущественного права пользования общественным транспортом дальнего следования, приобретения предметов обихода и тому подобных преимуществах или услугах.