Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


 § 3. Правовое положение иностранцев

В принципе правовое положение иностранцев, как и правовое по­ложение собственных граждан и апатридов, устанавливается государ­ством, на территории которого они находятся, но с учетом соответст­вующих общепризнанных положений общего международного права, в частности касающихся возможности защиты их прав и интересов государством их национальной принадлежности.
Первый вопрос, касающийся правового положения иностранцев, заключается в определении данным государством понятия «иностра­нец». Некоторые государства относят к таковым лиц, имеющих граж­данство иностранного государства, и лиц без гражданства. Другие го­сударства считают таковыми лишь лиц, имеющих гражданство другого государства. Так, согласно законодательству СССР, иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданст­ву иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они рассматривались как лица без гражданства.
Проблема в плане дипломатической защиты иностранцев сущест­венно осложняется, когда налицо ситуация двойного (множественно­го) гражданства, порождающая существенные противоречия между за­интересованными государствами и не имеющая однозначного ре­шения.
Далее, в общем плане право на дипломатическую защиту государ­ством лиц его национальной принадлежности касается не только фи­зических, но и юридических лиц. Но ситуация с юридическими лицами в данном случае не рассматривается.
Наконец, применительно к индивидам право защиты их попранных прав возникает не только у государства их национальной принадлеж­ности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда, в частности, речь идет о наличии их дискри­минации по любым признакам или в случаях тяжких нарушений меж­дународных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечные дей­ствия.
Вне таких условий право дипломатической защиты своих граждан, находящихся на территории другого государства, при определенных условиях приобретает лишь их отечественное государство.
Под дипломатической защитой понимается обычно заявление про­теста соответствующему государству, требования восстановить нару­шенные права данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной ущерб.
Условия возникновения права на дипломатическую защиту обо­значены ныне в ст. 22 разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит:
«Если поведение государства создало ситуацию, не соответствую­щую результату, предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного обязательства следует, что дан­ный или эквивалентный результат может, тем не менее, быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние возможности в целях достижения предусмотренного этим обязатель­ством соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного обращения».
Таким образом, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими внутренних возможностей, предусмот­ренных законодательством государства, на территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к вышестоящим компе­тентным органам подлежащего государства.
Если же дипломатическая защита не привела к желаемому резуль­тату, то налицо правонарушение соответствующего государства и воз­никновение его международной ответственности со всеми вытекающи­ми из этого последствиями.