Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Предмет правопреемства

Что же в общем виде именуется обычно материей, предметом или   областью правопреемства, учитывая, что эти термины обозначают одно  и  то же явление?
Если под объектом правопреемства следует понимать права и обязательства государства-предшественника, которые в силу норм о правопреемстве становятся правами и обязательствами государства-преемника, то под предметом правопреемства понимается то, по поводу чего установлены такие права и обязательства. В Венских конвенциях для обозначения этого явления используется термин «область» правопреемства (ст. 5).
Соответственно, согласно Венской конвенции 1978 г. такой областью являются договоры между государствами, а областью правопреемства по Венской конвенции 1983 г. — государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, обозначенные в обеих конвенциях как «сферы» применения настоящей Конвенции, что естественно, соответствует терминам «область» или «предмет» право­преемства.
Если задасться вопросом, существуют ли иные сферы правопреем­ства, то ответ будет явно отрицательным, хотя на всякий случай в Венской конвенции 1983 г. сформулирована норма о том, что ее поло­жения не предрешают вопроса о последствиях правопреемства госу­дарств в других областях, помимо тех, которые предусмотрены в этой Конвенции.
Иногда политические деятели или представители доктрины пыта­ются утверждать, что правопреемство также имеет место и в отношении членства государств в международных организациях, в частности в Организации Объединенных Наций.
На самом деле каких-либо норм общего международного права или норм самих международных организаций о членстве в них объединив­шихся в едином государстве государств-предшественников или, наобо­рот, разделившегося государства-предшественника на два или несколь­ко новых государств не существует. Каждый раз члены ООН или другой международной организации, когда такие события случаются, принима­ют конкретные политические решения о членстве в них государства или государств-преемников — иногда как бы в порядке правопреемства членства таких государств-предшественников, в другом аналогичном случае — путем их принятия в организацию в качестве новых членов.
То же произошло, в частности, и после развала СССР. Россию пригласили стать членом ООН вместо СССР и занять его место посто­янного члена Совета Безопасности (иначе надо было бы распускать ООН), а остальные государства — преемники СССР (кроме Украины и Белоруссии) были приняты в ООН в качестве ее новых членов.
Итог вышеизложенного: предметом правопреемства является именно то, по поводу чего нормы о правопреемстве кодифицированы в Венских конвенциях 1978 и 1983 гг.
Далее возникает вопрос: правопреемство между какими государст­вами регулируются Венскими конвенциями? Общий ответ на него:  между всеми участниками международного сообщества государств, по­скольку любое государство может стать стороной правоотношения пра­вопреемства. Однако более конкретный ответ можно дать лишь при­менительно к данному предмету правопреемства.
Соответственно сторонами правоотношения правопреемства меж­государственного договора выступают государство-преемник и то дру­гое, помимо государства-предшественника, государство, которое стало либо участником этого договора, либо договаривающимся государст­вом или принимало участие в принятии текста этого договора под условием последующего его утверждения или ратификации.
Сторонами правоотношения правопреемства государственной собственности являются государство-преемник и государство-предшественник либо государства преемники, если государство-предшественник прекратило свое существование. Третье государство становится участником таких правоотношений только тогда, когда на его террито­рии находится какая-либо часть собственности государства-предшест­венника.
Сторонами отношения правопреемства государственных архивов становятся практически государство-преемник и государство-предше­ственник либо государства-преемники. На иностранной территории государственные архивы обычно не хранятся, а соответствующий ис­ключительный случай требует и особого его разрешения.
Сторонами отношений правопреемства государственных долгов становятся правопреемники государства-предшественника в качестве  должников и третье государство — держатель долговых требований.
Все это иллюстрирует сложность межгосударственных взаимоот­ношений правопреемства и порожденные ею трудности формулирова­ния общих норм правопреемства, их понимания и применения.
Следующий общий теоретико-практический вопрос: являются ли какие-либо нормы правопреемства, т.е. нормы о переходе прав и обя­зательств к государству-преемнику, императивными или все они диспозитивные? Справедливо последнее. Во-первых, потому, что международное сообщество государств не относит какую-нибудь из них к  числу императивных. Во-вторых, особенно потому, что почти все материальные нормы Венских конвенций либо прямо предусматривают возможность соглашения между заинтересованными государствами об ином, либо это подразумевают. В-третьих, потому, что все они неиз­бежно общие, требующие детализации по соглашению заинтересован­ных государств.
В результате нормы Венских конвенций 1978 и 1983 гг. — это лишь некоторое общее руководство для действий заинтересованных госу­дарств, требующее заключения соответствующих соглашений между ними, коль скоро произошло событие правопреемства государств. Это нормы, указывающие, в частности, что именно является предметом пра­вопреемства в соответствии с современным международным правом.
Поэтому Венские конвенции содержат идентичные статьи о поряд­ке соглашения между заинтересованными государствами о ретроактивном применении ее положений, т.е. с момента события правопреемства государств, спустя многие годы и десятилетия после такого события. Поскольку вновь возникшие государства на первых порах своего суще­ствования обычно меньше всего озабочены урегулированием вопросов правопреемства, срока давности для него не существует.
Поэтому подчеркнем еще раз, что проблемы правопреемства во взаимоотношениях между заинтересованными государствами весьма сложные и деликатные. При их разрешении часто сталкиваются про­тиворечивые интересы государства-преемника и государства-предше­ственника, государств-преемников, государства-преемника и третьих заинтересованных государств. На разрешение этих проблем уходят годы и десятилетия, иногда и спустя десятилетия некоторые из них продолжают оставаться нерешенными и порождают противоречия между государствами (например, это касается государств, образовав­шихся после распада Австро-Венгерской монархии после Первой ми­ровой войны).