Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 5. Иные виды договоров, применяемых в международном хозяйственном обороте

Наряду с договорами международной купли-продажи, лизинга и подряда широкое распространение в международной практике получили различные виды договоров перевозки (см. гл. 11), договоры в области международных кредитных и расчетных отношений (см. гл. 12), лицензионные соглашения (см. гл. 14, 15). Последние договоры составляют основу для договора франчайзинга, который рассматривается в специальной литературе (из общих курсов по международному частному праву об этом договоре). Специфический характер носит также договор международного факторинга (финансирования под уступку требования). Право, подлежащее применению к договору финансирования, определяется согласно пп. 9 п. 3 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон правом страны финансового агента. Договору международного факторинга посвящена гл. 12 учебника "Международное частное право" под ред. Н.И. Марышевой (М., 2004), а также § 3 гл. 23 учебника Л.П. Ануфриевой.
Во внешнеэкономической практике широкое применение нашли различные виды банковских гарантий, в том числе и в отношении договора подряда. По своей правовой природе гарантия - это самостоятельная сделка, независимая от внешнеторгового контракта, что отличает ее от других способов обеспечения обязательств (Т.П. Лазарева). В соответствии с законодательством РФ право, подлежащее применению к банковской гарантии, определяется на основании общего правила ст. 1217 ГК РФ о выборе права, подлежащего применению к обязательствам, вытекающим из односторонних сделок (подробнее об этом см. в гл. 15 учебника "Международное частное право" под ред. Н.И. Марышевой).
Особое место в системе договоров занимают концессионные и аналогичные им соглашения. В Киргизии, Узбекистане, а также в Венгрии, Великобритании, Норвегии и в некоторых других государствах порядок заключения и условия таких договоров регулируются в законодательном порядке.
В Киргизии Закон о концессиях и иностранных концессионных предприятиях принят в 1992 г., в Узбекистане Закон о концессиях был принят в 1995 г.
Согласно российской практике государство предоставляет по таким соглашениям иностранным инвесторам права либо на поиск и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на территории России, либо на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности, являющихся монополией государства, либо на долгосрочную аренду имущества, являющегося государственной собственностью, но не переданного в полное хозяйственное ведение или оперативное управление предприятиям, учреждениям и организациям Российской Федерации.
Под концессионным договором понимается договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору исключительное право на осуществление такой деятельности и передает иностранному инвестору право собственности на продукцию или доход, полученный в результате такой деятельности.
Под соглашением о разделе продукции понимается договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору также исключительное право на осуществление такой деятельности. Однако в отличие от концессионного договора продукция, полученная в результате осуществления такой деятельности, распределяется между государством и иностранным инвестором на условиях, установленных соглашением.
Под сервисным соглашением с риском и без риска понимается договор, в соответствии с которым государство предоставляет иностранному инвестору на срочной основе право на осуществление конкретных видов работ и услуг, предусмотренных соглашением. При этом продукция, полученная в результате осуществления таких работ и услуг, остается в собственности государства.
Срок действия концессионного договора определяется в зависимости от характера и условий концессии. Обычно одностороннее изменение условий концессионного договора не допускается, если иное не оговорено в договоре.
Особый комплексный характер имеют отношения в области совместного использования природных ресурсов. Так, 3 ноября 2000 г. между Правительством РФ и Правительством КНР было заключено Соглашение о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов.
Для осуществления и развития сотрудничества в рамках этого соглашения хозяйствующим субъектам государств сторон предоставляются на территории РФ участки лесного фонда для заготовки древесины в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Хозяйствующие субъекты государств сторон рационально распределяют рабочую силу и специалистов с приоритетным привлечением граждан РФ, совместно предоставляют специальные транспортные средства и механизмы, оборудование и капиталовложения для заготовки, вывозки и переработки древесины на территории субъектов РФ.
Конкретные условия и формы сотрудничества, формы продажи продукции, коммерческие и технические условия транзита и поставок леса будут определяться в договорах, которые заключат хозяйствующие субъекты государств сторон.